1 февраля 2019 года, в день рождения автора знаменитой антиутопии «Мы», в Доме-музееБ. Л. Пастернака открылась экспозиция «Евгений Замятин (1984–1937)», ставшая «первым актом» большого выставочного проекта «Советский Гамлет». Музейный эксперимент, рассчитанный на 10 месяцев, состоит из четырех последовательных выставок, объединенных общей идеей и целью.
«Советский Гамлет» — попытка понять и проанализировать шекспировский шедевр в переводе Пастернака, а вместе с тем — рассказ о четырех писателях-современниках Бориса Леонидовича, каждому из которых выпало в жизни, а не на сцене сыграть роль Гамлета. «Мы четко понимаем, что пастернаковский „Гамлет“ это не перевод, а интерпретация. Борис Пастернак сделал пьесу современной. И нам показалось точным, что если он пишет о своем времени, то значит какое-то количество „гамлетов“ должно было его окружать», — рассказала о замысле выставки ее куратор, заведующая Домом-музеемБ. Л. Пастернака Ирина Ерисанова. Героями проекта «Советский Гамлет» стали четыре литератора: Евгений Замятин, Александр Афиногенов, Андрей Платонов и Борис Пильняк.
Ровно 80 лет назад Пастернак занялся переводом «Гамлета», получив заказ от Всеволода Мейерхольда. Как в романе «Доктор Живаго», где, проезжая мимо, все сходятся и встречаются в одной точке, 2019 год стал пересечением еще нескольких юбилейных дат: 135-летие Евгения Замятина, 115-летие Александра Афиногенова, 120-летие Андрея Платонова и 125-летие Бориса Пильняка. Сменяя друг друга, каждая из экспозиций проекта «Советский Гамлет» откроется в день рождения юбиляра. Ирина Ерисанова подчеркнула, что для того, чтобы понять проект «Советский Гамлет», необходимо посетить все четыре выставки.
Автор романа «Мы», положившего начало всем антиутопиям XX века, по словам куратора выставки, «превосходит свою главную книгу и человечески, и художественно», поэтому было принято решение рассматривать жизнь и творчество Евгения Замятина не только в фокусе этой книги. «Не воспринимайте нас как специалистов по творчеству Замятина. Эта выставка — способ размышления о человеке, предмете и времени. И этот путь мы, сотрудники музея, начинаем со всеми вместе», — обратилась к гостям вернисажа Ирина Ерисанова.
Дом-музейБ. Л. Пастернака уже не первый раз становится местом проведения интерактивных, в значении «требующих от зрителя участия и работы», выставок (проекты «Как обещало, не обманывая…», «Соседи по даче» и др.). Ирина Ерисанова призналась, что цель такого выставочного формата — провокация: спровоцировать и побудить человека, побывавшего в музее, прийти домой и открыть книгу.