Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Посетителям
  3.  Выставки
  4.  Скоро открытие
  5.  Выставка «Венедикт Ерофеев — „Москва — Петушки“ — художник Кирилл Мамонов»

Выставка «Венедикт Ерофеев — „Москва — Петушки“ — художник Кирилл Мамонов»

Дом И.С. Остроухова в Трубниках

К 80-летию со дня рождения В. В. Ерофеева и к 50-летию создания поэмы «Москва — Петушки»

29 марта — 5 мая 2019 г.

Дом И. С. Остроухова в Трубниках

Выставка «Венедикт Ерофеев — „Москва — Петушки“ — художник Кирилл Мамонов» приурочена к двум юбилейным датам: 24 октября 2018 года исполнилось 80 лет со дня рождения Венедикта Васильевича Ерофеева (1938–1990), а осенью 2019 года исполняется 50 лет его главному произведению — поэме в прозе «Москва — Петушки».

В Доме И. С. Остроухова в Трубниках представлены более тридцати графических и живописных работ, выполненных в 2013–2019 годах по мотивам поэмы художником Кириллом Серафимовичем Мамоновым.

Венедикт Васильевич Ерофеев (1938–1990)

Поэма в прозе «Москва — Петушки» — одно из наиболее значимых произведений русской литературы второй половины ХХ века — была написана осенью 1969 года и в течение нескольких лет существовала только в самиздате. Первая публикация была осуществлена в израильском журнале «АМИ» в 1973 году, следующая — в 1977 году в Париже. Только в годы перестройки поэма была опубликована в СССР: сначала в журнале «Трезвость и культура», чуть позже в литературном альманахе «Весть» и, наконец, полностью в 1989 году в издательстве «Прометей». С той поры поэма «Москва — Петушки» многократно переиздавалась, была переведена на многие языки. Сегодня это произведение по праву считается классикой отечественной культуры.

Так — не живут, не говорят, не пишут. Так может только один: Венедикт Ерофеев, это лишь его жизнь, равная стилю, его речь, всегда собственная, — его талант.
Какое счастье — что талант, какая тоска — отчётливо знать, что должен претерпеть его счастливый обладатель.
«Свободный человек!» — вот первая мысль об авторе повести, смело сделавшем её героя своим соименником, но отнюдь не двойником. Герой — Веничка Ерофеев — мыкается, страдает, вообразимо и невообразимо пьёт, существует вне и выше предписанного порядка. Автор — Веничка Ерофеев, сопровождающий героя вдоль его трагического пути, — трезв, умён, многознающ, ироничен, великодушен.
Белла Ахмадулина. Миг Бытия. Москва: Аграф, 1997

Как всё великое в России, эта вещь сделана не для всемирной славы и, как бы, не всерьёз, потому что всё, что мы делаем всерьёз, получается безвкусно и кончается большой кровью. И почти всё великое делается у нас несерийно, к серийности мы не приспособлены. «Первое издание „Москвы — Петушки“, благо было в одном экземпляре, быстро разошлось».
Этот единственный экземпляр так до сих пор и расходится, и непохоже, чтобы у России завёлся какой-нибудь другой маршрут.
Дмитрий Быков. Дилетант, № 11, ноябрь 2015

Кирилл Серафимович Мамонов (1937)

Родился в 1937 году в Москве. В 1966 году окончил факультет художественно-технического оформления печатной продукции Московского полиграфического института. Его педагогом был А. Д. Гончаров. С 1961 года участник многих выставок.

Работы хранятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина,
а также в музеях и частных коллекциях в России и за рубежом.

Художник Кирилл Мамонов, начиная с 1960-х годов, когда стал выставляться, и до настоящего времени изображает ту реальность, что лежала и лежит «за забором». Даже мало сведущие в истории искусства сразу поймут, что это — не произведение мейнстрима советской поры, и вряд ли эти картины представляют официальную тенденцию эпохи — социалистический реализм.

Мотивы работ Мамонова обычно непритязательны, буднично просты, лишены сюжетных завязок… Почерк нарочито искренен и безыскусен. Он переходит на народный язык, «заборный». Это делает Кирилла Мамонова современным художником. Вселенная Мамонова распадается и свёртывается как «город Глупов» и «Страна дураков». При полном, казалось бы, отсутствии «общественно значимых» сюжетов, он видится художником остро социальным. Как немногие, Мамонов безоговорочно верен себе. Он живёт всё в том же перенапряжённом и нерадостном мире, и упрямый стоицизм остается стержнем его искусства.
Ю. Я. Герчук

Кирилл для меня явление некоего абсолютно трагического порядка. Зрителями это не воспринимается, по крайней мере, сразу. Никто не хочет приближать к себе горечь. А Кирилл в этом живёт… Он обо всём, даже о самых горьких вещах рассказывает с юмором, всегда находит какие-то моменты, которые всё это вдруг превращает в карнавал.

Ему восемьдесят уже стукнуло. А он до сих пор пацан… Простодушие, наивность и абсолютная точность ощущения мира… Это одна смесь. И в этом он абсолютно уникален.
Ю. Б. Норштейн

Посещение выставки в дни работы по входным билетам в музей.

Дом И. С. Остроухова в Трубниках
Трубниковский переулок, 17