Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Посетителям
  3.  Выставки
  4.  Текущие
  5.  Выставка «Роман Ф.М. Достоевского “Идиот” на театральной сцене»

Выставка «Роман Ф.М. Достоевского “Идиот” на театральной сцене»

Музей-квартира Ф.М. Достоевского

К 150-летию романа

6 сентября — 6 ноября 2018 г.

Первые обращения театральных мастеров к роману Ф. М. Достоевского «Идиот» относятся к рубежу XIX—XX вв., когда увидели свет спектакли, поставленные в Императорском Малом театре в Москве и в Александринском театре в Санкт-Петербурге (оба — 1899). Игрались в эти годы спектакли и на частной сцене — в московских театрах Ф. А. Корша (1906) и К. Н. Незлобина (1912). В 1914 году спектакль по роману «Идиот» был поставлен в Вене в Немецком народном театре. С тех пор герои романа прочно обосновались на подмостках театров мира, неизменно привлекая внимание постановщиков, актёров, зрителей, критики.

На первых порах роман Достоевского представлялся на сцене как «женский спектакль». В центре внимания оказывался образ Настасьи Филипповны, её трагическая судьба, представленная главным образом в мелодраматическом ключе, что, безусловно, сильно ограничивало масштаб идейно-художественной проблематики романа. Однако такая интерпретация вполне соответствовала актуальным в начале ХХ века идеям женской эмансипации и борьбы за равноправие женщин.

Всплеск интереса к роману приходится на 1920-е годы, когда его новые постановки появляются почти ежегодно (а то и по несколько в год) в Петрограде (1921, 1923), Москве (1924, 1927), Ярославле (1922), Казани (1923), Самаре (1924), Харькове (1924), Воронеже (1925), за рубежом — в Риге (1921), Милане (1923), Париже (1924), Кракове (1924), Варшаве (1925), Лондоне (1926), Софии (1927), Праге (1928).

В фонде Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля хранятся фотографии спектаклей, поставленных в 1928 и 1934 гг. в Праге по эскизам выдающегося чешского художника-модерниста Властислава Гофмана (1884–1964). В 1917 В. Гофман создал и опубликовал серию из 30 рисунков-портретов главных героев Достоевского, которые стали впоследствии хрестоматийными и регулярно воспроизводятся в чешских изданиях произведений русского романиста. Работа над оформлением спектаклей стала для Гофмана новым этапом погружения в мир Достоевского, о котором он писал: «Он создал принцип разложения действительности. Его чувства спонтанны, он предчувствует бытие и, наверное, жалел, что у него недостаточно слов для выражения. Именно поэтому он не творил в классическом стиле — он просто коснулся дрожащими пальцами струн ритмического инструмента». Надрывное, трагическое звучание этих струн передаёт и масштабная сценография В. Гофмана.

В 1930–1940-е наступил спад интереса к постановкам «Идиота». В Советском Союзе он вообще не ставится, а за рубежом выходят лишь единичные спектакли. Впервые после длительного перерыва в 1956 году к роману обратился режиссёр Псковского драматического тетра им. А. С. Пушкина В. Вениаминов. За основу он взял давнюю, ещё дореволюционную инсценировку В. Крылова и С. Сутугина, но попытался преодолеть её мелодраматическую аранжировку. Не Настасья Филипповна оказалась в центре внимания. Впервые на авансцену вышел князь Мышкин. Его фигура ещё не стала главной, но уже заметно выделилась из круга действующих персонажей. Это было предвестием нового театрального прочтения романа, последовавшего вскоре (1957) в спектакле Г. А. Товстоногова (1915–1989) на сцене Большого драматического театра им. М. Горького в Ленинграде.

Товстоногов выступил в равной мере и как режиссер-художник и как режиссер-исследователь. Его сценическая композиция романа была результатом серьезной аналитической работы. Роман Достоевского не превращался в драму. Товстоногов создал именно сценическую форму романа-трагедии, где ощущалась эпическая полнота в понимании реальных сил жизни и где отражался не строго фиксированный момент процесса, но самый процесс, развитие действительности.

Одну из своих статей Товстоногов назвал знаменательно: «Возвращение князя Мышкина». Мышкин мыслился идейным центром спектакля, центром тесно заселенного, звучащего голосами реального мира, пронизанного токами взаимодействий пространства. И в том заключалась принципиальная новизна постановки Большого драматического.

Роль Мышкина сыграл И. М. Смоктуновский (1925–1994). На долгие годы его интерпретация образа стала эталонной. Смоктуновский обладал изысканной, одухотворенной и свободной пластикой жеста. Его взгляд, легкая, ускользающая улыбка излучали свет и тепло. Актёр совсем не играл болезнь, однако в его герое была странность пришельца из иного мира, «невинность», о которой говорил в свое время Достоевский. Князь шел к людям, охваченный жаждой приобщиться к истинной реальности, к тревогам и радостям людей. И помочь им, непременно помочь. Ибо то, что жизнь их тяжела и неправедна — это он знал. Спектакль Товстоногова с успехом шёл долгие годы. В 1966 году была выпущена его обновлённая редакция, в которой были усилены ноты трагизма, общий рисунок действия стал более жёстким и динамичным.

В 1971 году, в год 150-летия Ф. М. Достоевского, «Идиот» был поставлен в Саратовском драматическом театре им. К. Маркса. Этот спектакль для истории театра интересен тем, что в нём фактически впервые в большой сложной роли выступил О. И. Янковский (1944–2009). Как писали рецензенты, «О. Янковский убедительно показал простоту и сердечность своего героя, его незащищённость и наивную, глубокую веру в человеческую душу… В спектакле оказалась как бы повернутой несколько иначе, но сохраненной в существе мысль Достоевского о том, что достаточно верить в добро и красоту, чтобы казаться ненормальным корыстному и низменному миру. О. Яноковский органично и глубоко воспринял и воплотил эту мысль».

Если для советских постановок 1960–1980-х гг. (в Театре им. Евг. Вахтангова, 1963, 2-ая редакция, 1975; Куйбышевского драматического театра им. М. Горького, 1971; Камчатского областной драматический театр, 1981; Ирбитского драматический театр. 1981; Центрального театра Советской Армии, 1986 и др.) характерен акцент на психологизме отношений, гуманистической проблематике романа, затронутых в нём социально-нравственных вопросах, то с середины 1990-х всё чаще на первый план выходит его религиозная, метафизическая составляющая.

Из недавних работ духовный пласт романа попытался актуализировать режиссёр Г. В. Шапошников в спектакле, поставленном в 2016 году на сцене Иркутского академического драматического театра им. Н. Н. Охлопкова. Его спектакль — подлинная религиозная драма, история о приходе в мир «князя Христа» и его распятия на кресте страстей человеческих. Молодой актёрский состав играет с необычайным эмоциональным напряжением, разгадывая для себя и для зрителя тайну бытия человека, сотворённого по образу и подобию и обреченного в своей земной участи равно страданиям и счастью, унижению и славе.
На выставке представлены материалы из фондов Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля (Государственного литературного музея), Саратовского драматического театра и Иркутского академического драматического театра им. Н. Н. Охлопкова.

Куратор: Павел Фокин

По входным билетам в музей

ул. Достоевского, д. 2
+7 495 681-10-85