Музей Серебряного века
Выставка посвящена столетию революции в России и основана на материалах из фондов Государственного литературного музея.
В первые дни после Февральской революции В. Я. Брюсов возглавил Комиссариат по регистрации произведений печати в Москве. Поэт руководил работой подчиненных ему четырех комиссаров, которые собирали, фиксировали, описывали для Книжной палаты и рассылали в книгохранилища страны необходимые экземпляры изданий. Брюсов ежедневно имел дело с расчетами, бумагами, финансовыми документами, статистикой, административной работой. Деятельность поэта-комиссара отражена в документах, поступивших в Государственный литературный музей из частной коллекции Я. Е. Резника.
После прихода к власти большевиков Брюсов работал в Наркомпросе: заведовал московским отделением Книжной палаты, возглавляемой библиографом и пушкинистом С. А. Венгеровым, затем занимал другие должности. Брюсов вел научную и преподавательскую работу — читал лекции в Московском университете и в Московском городском народном университете им. А. Л. Шанявского и зарекомендовал себя не только прекрасным преподавателем и деятельным чиновником, но и продолжал писать. Были изданы его книги «Опыты по метрике и ритмике, по евфонии и созвучиям, по строфике и формам» (Геликон, 1918), «Наука о стихе» (Альциона, 1919), позже опубликованы «Основы стиховедения» (М.: Государственное издательство, 1924); вышли лирические сборники: «В такие дни. Стихи 1919–1920» (М.: Госиздат), 1921, «Миг» (Изд-во Гржебина, 1922), «Дали. Стихи 1922 год» (М.: Государственное издательство, 1922), «Mea. Собрание стихов 1922–1924» (М.: Государственное издательство, 1924). Он работал над десятитомным собранием сочинений Пушкина, стал одним из тех, кто создавал первое издание Большой советской энциклопедии.
В 1917 году в квартире Брюсовых на Первой Мещанской появился маленький ребенок — племянник жены поэта Иоанны Матвеевны Брюсовой Коля Филипенко. Валерий Яковлевич уделял много времени воспитанию мальчика: играл с ним, читал ему книги, вместе они увлекались филателией, ради Коли продавал на Сухаревском рынке свое бесценное собрание по оккультизму и эзотерике, выменивая книги на сладости.
Отношение к эмиграции Брюсов выразил в письме к художнику Михаилу Суганову, с которым в 1914–1915 годах выезжал на боевые позиции как корреспондент газеты «Русские ведомости». В 1923 году поэт писал М. Суганову: «Здесь провалы и горизонты, там падения…».
В мае 1920 года Брюсов стал членом ВКП(б). В 1921 году он создал Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ), был его профессором и ректором.
Несмотря на кризис бумажной промышленности и экономический хаос, в Москве возникла новая форма общения писателей и читателей — публичные чтения в кафе, претендовавшие на артистические клубы. Поэты читали новые стихи, вели споры и диспуты о будущем поэзии. Брюсов выступал на вечерах как импровизатор, читал доклады, руководил бурными собраниями поэтов. В коллекции ГЛМ сохранились афиши этого времени, названного историками «кафейным периодом».
В декабре 1923 года в Большом театре торжественно отмечали 50-летний юбилей поэта. Многим запомнилось выступление армянской делегации: к ногам Брюсова положили народный инструмент — кяманчу, присвоив юбиляру звание Народного поэта Армении.
До последнего дня Брюсов много трудился и как историк следил за грандиозными переменами, происходившими в стране на его глазах и при его деятельном участии.
Выставка продлится с 10 октября по 20 декабря в Музее Серебряного века (Дом В. Я. Брюсова) по адресу: Проспект Мира, 30, м. Проспект Мира.
Куратор выставки: Моника Орлова
Художники-оформители: Александр Барбашов, Евгения Ионова, Алексей Мозговой, Алексей Романов, Наталья Романова