Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Посетителям
  3.  Выставки
  4.  Архив выставок
  5.  Выставка «Наследник по прямой»

Выставка «Наследник по прямой»

Музей-квартира Ф.М. Достоевского

К 80-летию со дня рождения Валентина Григорьевича Распутина

Валентин Распутин ещё при жизни стал классиком. Его повести «Деньги для Марии» (1967), «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матёрой» (1976), «Пожар» (1985), «Дочь Ивана, мать Ивана» (2003), рассказы и очерки входят в золотой фонд русской литературы.

С первых же публикаций читатель почувствовал в его творчестве органическую связь с великой традицией русского реализма XIX века и с благодарностью признал в нём верного продолжателя художественных открытий Л.Толстого, Достоевского, Тургенева. Для прозы Распутина характерна острота философско-нравственной проблематики, интерес к тонкостям душевного мира человека, сложность психологического рисунка поступков героев, их лирическая сопряжённость с миром русской природы. Произведениям Распутина свойственна внешняя простота композиции, сюжет развивается линейно, повторяя ход самой жизни, так же как и в жизни отклоняясь в область воспоминаний и размышлений. В то же время книги Распутина насыщены драматизмом и страстью. Они динамичны и держат читателя в непрерывном напряжении.

Глубокая любовь к своим героям — вне зависимости от их роли и поступков, порой не самых достойных и праведных — обличает в Распутине подлинного гуманиста, видящего и понимающего человека во всей полноте его непростой жизни, со всеми достоинствами и недостатками, подвигами и промахами. Он умеет сострадать сам и вызывать сострадание у читателей. Новая социальная реальность, исторически данная Распутину в качестве жизненного материала, заставила его подойти к исследованию традиционных «проклятых вопросов» с иных позиций, увидеть их в свете правды народной жизни. И оказалось, что революционные преобразования в социальном устройстве России, не отменили, не сделали проще проблемы, мучавшие героев Толстого и Достоевского. Более того, иные из них в условиях социалистической реальности стали ещё больнее и трагичнее. Отказ от православного мировоззрения сделал их решение трагически невозможным. Распутин заявляет об этом мужественно и честно, идя наперекор базовым постулатам советской идеологии, утверждавшей гармонию и совершенство установленного большевиками миропорядка. Крещение Распутина в 1980 году, принятое им в Ельце, близ Поля Куликова, стало естественным результатом его духовного развития как художника и мыслителя. С того времени он деятельно участвует в делах Русской православной церкви, словом и делом утверждая веру Христову в душах соотечественников.

Когда-то, в далёком 1838 году, Ф. М. Достоевский написал брату: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Эти слова точнее других описывают и писательскую задачу Валентина Распутина как она явлена нам в его литературном наследии. Достоевский был органически близок Распутину. С его творчеством он познакомился в студенческие годы и впоследствии неизменно к нему возвращался, перечитывая, конспектируя, учась. В очевидном диалоге с Достоевским написана повесть Распутина «Живи и помни», которую можно назвать «Преступлением и наказанием» ХХ века. Но и в других сочинениях Распутина видна духовная связь его с великим предшественником. Не случайно в 2000 году Распутин стал первым лауреатом Международной премии им. Ф. М. Достоевского.

В 1990-е-2000-е годы Распутин выступает в роли яркого публициста, отстаивает культурные, нравственные, духовные устои русского народа, подвергшиеся нападкам и искажению со стороны «реформаторов». Его горячее слово продолжает страстные речи Достоевского, звучавшие в 1870-х годах со страниц «Дневника писателя». В своей публицистике Распутин неоднократно обращается к мыслям Достоевского, цитируя его, беря в союзники и наставники.

Размышления Распутина о Достоевском отличаются особенной глубиной и проницательностью. Ещё в 1981 году, отвечая на вопросы академической анкеты о Достоевском, он писал: «Достоевский стоит не в ряду самых великих имён ми¬ровой литературы, впереди или позади кого-то, а над ни¬ми, выше их. Это писатель другого горизонта, где ему нет равных. Были и есть таланты блестящие, яркие, сильные, смелые, мудрые и добрые, но не было и нет (и не будет, на мой взгляд) явления в литературе более глубокого, более центрового, необходимого, более человеконаправленного и вечного, чем Достоевский. Человеческая мысль дошла в нём, кажется, до предела и заглянула в мир запредельный. Похоже, что кто-то остановил руку великого писателя и не дал ему закончить последний роман, встревожившись его огромной провидческой силой. Это было больше того, что позволено человеку; благодаря Достоевскому человек в ми¬ру и без того узнал о себе слишком многое, к чему он, судя по всему, не был готов».

Выставка «Наследник по прямой. К 80-летию со дня рождения Валентина Григорьевича Распутина» является «пилотной» частью большого выставочного проекта, подготовленного к юбилею писателя Государственным литературным музеем, Российской государственной библиотекой и Иркутским областным краеведческим музеем. На выставке представлены материалы из коллекций государственных хранилищ, а также из семейного архива. Особую благодарность выражаем вдове В. Г. Распутина Ольге Владимировне Лосевой, без деятельного участия которой создание выставки было бы чрезвычайно затруднительно.