Новости

«Исправный чиновник» Михаил Ломоносов. Лекция Ильи Демакова

17 декабря 2017

Отдел: Дом-музей А.П. Чехова

Лекторий Государственного музея истории российской литературы продолжает свою работу, и 13 декабря в рамках цикла «Профдеформация» прошла лекция «Присяжный поэт: литература и служба в жизни М. В. Ломоносова». О том, как и в каких пропорциях Михаил Ломоносов совмещал научную, творческую и государственную деятельность, рассказал абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2017» Илья Сергеевич Демаков.

В многочисленных интервью, данных по случаю победы в конкурсе на звание лучшего учителя страны, Илья Демаков часто повторяет, что «нужно стремиться увидеть человека — сложного, уникального, но связанного с другими, а в каждой вещи и мысли — жизнь, частью которой они были». В школьные годы мы не раз и не на одном предмете встречались с именем Михаила Ломоносова. Из биографической справки, занимающей в учебнике не больше одного абзаца, мы запомнили, что Михаил Васильевич Ломоносов: поэт, художник, химик, геолог, историк, переводчик, физик, географ, филолог. К сожалению, у большинства знания о великом русском ученом и литераторе не выходят за рамки этого абзаца. То, что все мы находимся во власти стереотипов и часто мыслим штампами, продемонстрировал небольшой опыт, проведенный Ильей Сергеевичем. Так, все вспомнили, что Ломоносов «пришел в Москву из Архангельска с рыбным обозом», но просто не знали других не менее удивительных фактов его биографии. И даже мифологизированное в нашем сознании путешествие Михаила Ломоносова оказалось полуправдой: Илья Сергеевич уточнил, что к знаниям 19-летний юноша спешил не пешком и босиком с бедными рыбаками, а на рыбном обозе, принадлежащем его отцу, достаточно зажиточному архангельскому крестьянину, владельцу рыболовецкой артели из нескольких судов.
Такие подробности, незначительные, казалось бы, факты, и составляют исторический контекст, без знания которого, по мнению лектора, невозможно понять и оценить масштаб и сложность личности Ломоносова. Для современников основным поприщем Михаила Васильевича была литература. Многообразие его академической, предпринимательской, административной деятельности воспринималось как естественное дополнение к основному занятию. Однако сам Михаил Васильевич свои достижения на государственной службе оценивал как наиболее почетные и существенные, а автобиографические заметки подписал «статский советник Ломоносов». Научная работа, переводы, составление мозаичных картин, литературная деятельность — все это, по словам Ильи Демакова, делалось «по случаю или по прямому государственному заказу». Но важно понимать тот самый исторический контекст, особенности эпохи. XVIII век — это время глобальных перемен. До этого невозможно было переменить свое социальное положение: кем родился — тем и остался. Но и в восемнадцатом столетии способов повысить свой статус немного: счастливый случай в условиях военных действий, любовная связь (фавориты русских императриц) и куда менее распространенный пример Михаила Ломоносова, Нового человека, «self-made man». Выполнение придворных заказов и причастность к административному управлению были средствами для укрепления служебного положения, а значит, и положения в обществе. «Да, действительно, между поэтическим творчеством Ломоносова и государственной деятельностью есть жесткая связь. Нет ни одного произведения, которое было бы написано по велению муз. Но вместе с тем это не отменяет их ценности. Только показывает, что в тех условиях, когда он жил и работал, иначе было невозможно, такими были предлагаемые обстоятельства. Единственный способ работать свободно, добиваться поставленных целей — обратить на себя внимание двора. А потому все таланты, в том числе и литературные, должны быть поставлены на службу государству», — подвел итог Илья Сергеевич Демаков.

Юлия Глотова

Фото: © Тимур Гольдман