+
Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  На площадках ГЛМ
  4.  Презентация книги «Скрещение судеб»

Презентация книги «Скрещение судеб»

30 октября 2017 г.

Отдел: Дом И.С. Остроухова в Трубниках

25 октября в Доме И.С. Остроухова в Трубниках в рамках спецпрограммы к выставке «Душа, не знающая меры» прошла презентация переиздания книги Марии Иосифовны Белкиной «Скрещение судеб», вышедшего в «Редакции Елены Шубиной». «В год празднования 125-летия со дня рождения Марины Цветаевой этот вечер – больше, чем просто книжная презентация», –выступил директор Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля Дмитрий Бак. Среди множества опубликованных мемуаров, дневников и писем книга Марии Иосифовны, впервые изданная в 1988 году, занимает особое место. Самый трагический период в судьбе поэта, два последних года жизни Марины Цветаевой, воссоздан практически по дням. «Я не читала и не знала до этого таких книг, – рассказала о своем первом знакомстве со «Скрещением судеб» Елена Шубина. – Это не литературоведение и не просто воспоминания. Мария Белкина – редкий пример мемуариста, который не говорит о себе практически ничего, но его портрет стоит совершенно рядом, точно так же, как и семья Цветаевых, о которой она рассказывает».

Понять, каким рассказчиком и собеседником была Мария Белкина, можно по небольшому отрывку из документального фильма «Настанет свой черед», показанного в начале вечера. Необыкновенно образная, живая речь и голос, из-за которого звонившие по телефону часто принимали 90-летнюю женщину за ребенка. Об удивительной, полной событий и интересных людей судьбе Марии Иосифовны подробнее рассказала Наталья Александровна Громова, показывая редкие фотографии из архива писательницы.

За каждым снимком – история. Порванная в клочки и восстановленная фотография родителей рассказывает о сложных взаимоотношениях в семье Марии Иосифовны: отец, влюбленный в другую женщину, бросает жену и уходит вместе с белыми в Турцию, откуда спустя несколько лет возвращается в большевистскую Москву, к жене. На черно-белом снимке совсем маленькая девочка Маша в обнимку со своей старшей двоюродной сестрой, которая станет секретарем Николая Ежова и разделит позже участь тысяч репрессированных и расстрелянных в годы сталинского террора. На следующей фотографии – юная девушка, «Тургеневская барышня» или «Маша из “Капитанской дочки”», как называли Марию Иосифовну однокурсники из Литературного института. Для них эта Маша Белкина, не читающая газет и ни дня не ходившая в советскую школу, действительно представляется им почти фантастическим, инопланетным существом. Брак с известным советским критиком и библиофилом Анатолием Тарасенковым, довоенная Москва, учеба в Литинституте, ташкентская эвакуация и бегство в Москву, работа в Совинформбюро – от фотографии к фотографии разворачивается жизнь Марии Иосифовны Белкиной. Среди этих удивительных снимков – абсолютный раритет, фотография с мадам Черилль. По заданию Совинформбюро Мария Иосифовна должна была встретиться в Париже с супругой премьер-министра Великобритании, чтобы передать ей страшный альбом, который сделала сама, работая в 1944 году в комиссии «по зверствам немцев». Эта комиссия собирала чудовищные фотографии-свидетельства, сделанные немецкими солдатами: казни, убийства, пытки. Наталья Громова рассказала, что однажды начальник мрачно спросил у Марии Иосифовны, есть ли у нее дети. Она сказала, что есть маленький сын, который находится в эвакуации с родителями. Тогда начальник сказал ей, что если она еще хочет сохранить себя как мать для своего ребенка, ей лучше как можно скорее отсюда уволиться.

Мария Иосифовна Белкина умерла в 2008 году, в возрасте 95 лет. Удивительная история ее жизни, скрещение судеб – готовый сюжет для книги, которую, к сожалению, Мария Иосифовна просто не успела написать.

Аудиозапись вечера, сделанная проектом «Музеемания».

Юлия Глотова

Фото: Дмитрий Чиганчиков

Возврат к списку



Правила посещения музея

Посещение музея возможно только при предъявлении QR-кода и документа, удостоверяющего личность. При входе на территорию музея необходимо использовать маски, а также соблюдать социальную дистанцию. Подробнее тут

Перейти по ссылке для покупки билета.