Новости

В. Розанов: «Час смерти Лермонтова – сиротство России»

В Доме-музее М. Ю. Лермонтова прошел вечер памяти поэта

27 июля (по новому стилю) 176 лет назад был убит на дуэли Михаил Юрьевич Лермонтов. В этот день в Доме-музее поэта прошел вечер его памяти. В течение всего дня посетители могли поучаствовать в квесте «Весь Лермонтов»: после экскурсии научного сотрудника ГЛМ Кристины Сарычевой по музею они отвечали на вопросы, касающиеся биографии великого поэта и получали памятные призы.

Научные сотрудники ГЛМ Кристина Сарычева и Дарья Спевякина провели обзорные экскурсии по музею и рассказали о годах, проведенных Лермонтовым в Москве, о его жизни в Петербурге, службе на Кавказе, поэзии и живописи классика.

Вечером заведующий домом-музеем М. Ю. Лермонтова Павел Фокин представил гостям документальный фильм «Лермонтовская сотня», созданным Центром-студией национального фильма «ХХI век» в 2017 году по заказу телеканала «Культура». Перед показом фильма П. Фокин напомнил собравшимся эссе философа В. В. Розанова 1916 года, посвящённое памяти поэта. «… И опять этот ужас в душе о ранней его смерти. Всегда, беря томик Лермонтова в руки, просовываешь палец в страницу, где поставлено: „1841“ (год), и другой палец, где — конец всему. И тоскуешь, тоскуешь об этих недожитых месяцах 1841 года… Ах, Господи, — что случилось… Лермонтов поднимался неизмеримо более сильною птицею (чем Пушкин — ред). Что „Спор“, „Три пальмы“, „Ветка Палестины“, „Я Матерь Божия“, „В минуту жизни трудную“, — да и почти весь, весь этот „вещий томик“, — словно золотое наше Евангельице, — Евангельице русской литературы, где выписаны лишь первые строки: „Родился… и был отроком… подходил к чреде служения…“ Все это гораздо неизмеримо могущественнее и прекраснее, чем „начало Пушкина“…. „Выхожу один я на дорогу“ и „Когда волнуется желтеющая нива“ — опять же это красота и глубина, заливающая Пушкина. Лермонтов был совершенно необыкновенен; он был вполне „не наш“, „не мы“. Вот в чем разница. И Пушкин был всеобъемлющ, но стар, — „прежний“, как „прежняя русская литература“, от Державина и через Жуковского и Грибоедова — до него. Лермонтов был совершенно нов, неожидан, „не предсказан“. Мне как-то кажется, что он ушел бы в пустыню и пел бы из пустыни. А мы его жемчуг бы собирали, собирали в далеком и широком море, — умилялись, слушались и послушались. Мне как-то он представляется духовным вождем народа. Да уж решусь сказать дерзость — он ушел бы „в путь Серафима Саровского“. Не в тот именно, но в какой-то около этого пути лежащий путь. Час смерти Лермонтова — сиротство России».

Фильма Валерия Тимощенко «Лермонтовская сотня» представил генеральный продюсер Центра-студии национального фильма «ХХI век» А. М. Гундоров. Он рассказал об этой документальной истории. В 2016 году на основе исторических исследований был снята картина, повествующая о пути Лермонтова-офицера. Многие знают, что поэт учился в юнкерской школе, был хорошим всадником, отлично фехтовал. А из фильма становится известно, как поэт в период своей службы на Кавказе командовал сотней казаков, считавшихся элитой российской армии. Вместе с ним поэт участвовал во многих битвах, но никогда не кичился своим офицерским статусом, всегда спал и ел вместе со своими подчиненными. В фильме проводятся интересные параллели с современными воинскими подразделениями, в функцию которых входят задачи, сходные с теми, какие выполняла сотня казаков-пластунов, руководимых Лермонтовым. В обсуждении фильма приняли участие специалисты по творчеству Лермонтова и коллеги кинематографисты.

Константин Чупринин

Фото: © Тимур Гольдман