Новости
«Студия Кирилла Ковальджи». Памяти мастера
14 апреля 2017
Отдел: Музей Серебряного века
Как я жил? Я строил дом
На песке. Волна смывала…
Только в детстве горя мало,
Если можно все сначала
И не важно, что потом.
(
12 апреля в Музее Серебряного века прошел вечер из цикла «Система координат». В рамках проекта проводятся открытые лекции, освещающие современный литературный процесс и явления, которые еще не описаны в учебниках и не до конца осмыслены филологами. Давно назначенная встреча должна была быть посвящена cтудии Кирилла Ковальджи. Согласно устоявшемуся формату «Системы координат», Евгений Бунимович, староста и один из студийных лидеров, должен был прочитать небольшой доклад, затем литераторы, имеющие отношение к студии, — проиллюстрировать сообщение своими текстами, а после планировалось обсуждение услышанного. Но скорбная весть о смерти Кирилла Владимировича Ковальджи, учителя и руководителя литературной студии, выбила почву из-под ног, спутала планы и распорядки.
«Кириллу Владимировичу было известно, что готовится вечер, он радовался ему, — рассказал один из кураторов проекта «Система координат» поэт Юрий Цветков. Зная о болезни Кирилла Владимировича, понимая, что он не сможет сам прийти на вечер, организаторы записали небольшое интервью. Эта запись, голос Кирилла Владимировича, и открыла вечер памяти. «Мы не говорили, как писать и как жить, — отвечал на вопрос о студии Кирилл Владимирович. — Мы давали возможность обсуждать, не обижаться, не претендовать на публикацию, но жить поэзией». «Метаметафористы» и «полистилисты», «концептуалисты» и «традиционалисты» — дважды в месяц в конференц-зале редакции журнала «Юность» читали свои стихи, обсуждали и ругали чужие поэты противоположных направлений, течений и стилей. «Разные, но единые, — так охарактеризовал Ковальджи первое поколение студийцев. — Единые в том, что прежние поэты были советскими, затем появились антисоветские. Но оказалось, что есть поэзия «внесоветская», которой власть “до лампочки”». В разное время в cтудию Кирилла Ковальджи входили Иван Жданов и Нина Искренко, Александр Еременко и Виктор Коркия, Юрий Арабов и Владимир Тучков, Алексей Парщиков и Евгений Бунимович, Марк Шатуновский и Юлия Немировская, Владимир Аристов и Владимир Друк. «Легко перечислить все имена, когда их три с половиной. Но в случае со Студией Ковальджи сделать это затруднительно, — пояснил Евгений Бунимович. — Все были разные. Важен был только текст, только стихи». Трудно воссоздать полный список авторов, участвовавших в поэтических заседаниях. Но, по мнению Евгения Бунимовича, «это дает возможность любому мифу, делает cтудию легендарной». На сегодняшний день единственные документальные свидетельства о cтудии Кирилла Ковальджи — протоколы заседаний и документальный фильм «Великие дела». Но ведется работа над сборником воспоминаний и стихов участников cтудии Кирилла Ковальджи.
В вечере приняли участие директор ГЛМ Дмитрий Бак, кураторы проекта «Система координат» Данил Файзов и Юрий Цветков, а также писатели и поэты, в разное время входившие в Студию Кирилла Ковальджи: Юрий Арабов, Валентин Резник, Владимир Аристов, Татьяна Нешумова, Ефим Бершин, Владимир Тучков, Юлий Гуголев, Света Литвак, Елена Дорогавцева, Наталья Полякова.
«Место силы», «нейтральная полоса», «зона дыхания», «выход к аудитории», «коммуникативный питомник» — участники вечера рассказывали о том, чем для них были эти встречи в редакции журнала «Юность». Та особая атмосфера, в которой одновременно могли существовать поэты противоположных взглядов и суждений, которая вдохновляла и, по словам Юрия Арабова, «заставляла писать не хуже других» — заслуга Кирилла Владимировича Ковальджи. «Поэт и учитель поэтов, который никогда ничему не учил. Только потому научивший столь многому и столь многих из нас», — отозвался о мастере Евгений Бунимович.
Проникновенные слова памяти Кирилла Ковальджи многие его ученики оставили на сайте проекта «Культурная инициатива».
Юлия Глотова