Новости

Валерий Брюсов: император и бурлак

9 октября 2023

Отдел: Музей Серебряного века

4 октября в Музее Серебряного века открылась выставка«Взлет огня» о жизни и творчестве основоположника русского символизма Валерия Яковлевича Брюсова, приуроченная к 150-летию со дня рождения поэта.

«В этот юбилейный год мы издали альбом “Москва Валерия Брюсова”, открыли выставки в столице Армении Ереване и в Екатеринбурге. А сегодня в стенах Музея Серебряного века представляем сразу две выставки: «Взлет огня» ко дню рождения поэта и обновленную экспозицию «История дома Брюсова», — начал торжественный вечер заведующий отделом «Музей Серебряного века» М.Б. Шапошников.

Заместитель директора ГМИРЛИ имени В.И. Даля по научной работе П.Е. Фокин заметил, что личность Брюсова корневая и ключевая для всего русского символизма: «Можно сказать, что без него русского символизма в том виде, в котором он состоялся, да и вообще всего Серебряного века как явления культуры не было бы. И это так, потому что Брюсов был не только поэтом, но и литературным деятелем, организатором. Можно написать сколько угодно талантливых стихов, но если они не вышли к людям, если они не востребованы, то они так и останутся частной историей этого человека, а Валерий Яковлевич приложил колоссальные усилия к тому, чтобы само понятие символизма, его эстетика были восприняты обществом. Он создавал вокруг себя журналы, школы, объединения своих учеников. По образцу, заданному Брюсовым, возникали не только «Весы», но и другие литературные журналы Серебряного века. Валерий Яковлевич — один из тех, кто вывел искусство литератора за пределы кабинета. Русском символизму очень повезло с тем, что поэт был купеческим сыном, в нем была деловая закваска, умение организоваться, выстроить, как мы бы сейчас сказали, бизнес-план по организации литературного процесса своего времени, все просчитать, и не случайно на выставке представлены счёты Брюсова, для него этот инструмент чуть ли не важнее, чем лира и перо. Может быть, Валерию Яковлевичу хотелось быть Императором поэзии, но был он трудягой и бурлаком, он долгие годы тянул за собой баржу под названием символизм».

Начиная осмотр с обновленной экспозиции «История дома Брюсова», участники и гости презентации могли внимательно вглядеться в семейные снимки Валерия Яковлевича и Иоанны Матвеевны, рассмотреть фотографии дома в разные годы, а также мемориальные вещи из брюсовской коллекции: письменные принадлежности, тетради воспитанника четы Брюсовых Николая Филипенко. Многие материалы, введенные в исследовательский оборот недавно, посетители увидят впервые.

Но все же центральное место в музее занимает сейчас выставка «Взлет огня». Ее название отсылает к стихотворению «В такие дни» из одноименной книги Брюсова, изданной в Москве в 1921 году, которая отражает «огненную» реакцию поэта на переломный период в истории России — революции и строительство новой страны.

Партнером выставки выступил Государственный музей А.С. Пушкина, предоставивший фондовые экспонаты из собрания Андрея Белого. «Мы представили один из первых портретов друга Брюсова Андрея Белого кисти Татьяны Гиппиус, сестры знаменитого поэта, прозаика, драматурга и литературного критика Зинаиды Гиппиус. В 1905 году Татьяна наблюдала за тем, как Белый позирует Баксту, и сама делала наброски, позже дорабатывая их по памяти. В результате можно утверждать, что ее работа спорит за первенство по времени со знаменитым портретом Белого кисти Бакста, находящимся в нашей коллекции», — рассказала заведующая филиалом ГМП «Мемориальная квартира Андрея Белого» Е.В. Наседкина.

Среди экспонатов выставки особого внимания также заслуживают знаменитый фрак Валерия Брюсова, брюсовская коллекция горных пород и минералов, его письменные принадлежности, а также тончайшая графика художников эпохи модерна Николая Феофилактова, Константина Сомова, Анатолия Арапова, Владимира Дриттенпрейса. Подробнее о секретах выставки и уникальных экспонатах гостям музея рассказала куратор выставки, ведущий научный сотрудник отдела «Музей Серебряного века» М.В. Орлова.

Текст: Константин Чупринин
Фото: Анастас Перушкин