Новости
Константин Мильчин в Доме Герцена: О нобелевских лауреатах и современной русской прозе
6 ноября 2019
Отдел: Дом-музей А.И. Герцена
«Выбор Шведской академии в номинации „литература“ крайне необъективен, но мне понятен», — сообщил литературный обозреватель Константин Мильчин, извинившись за опоздание на вечер: 10 октября, в день вручения Нобелевских премий по литературе, уважаемый книжный критик должен был выступать с комментариями, отвечать на многочисленные вопросы журналистов и написать уже обещанную редактору статью (кстати, дописывание и отправка этого важного материала с ноутбука происходила непосредственно во время его выступления).
Константин публиковался в литературных «толстых» журналах, газете «Книжное обозрение», на сайтах ТАСС, «Русского репортера», «Time Out», вел программы на радио, а теперь редактирует
Мильчин проанализировал решение Нобелевского комитета о лауреатах 2018 и 2019 года, подчеркнув, что «нельзя сравнивать выбор членами Шведской академии своего фаворита с чемпионатом мира по футболу», что этот выбор может казаться необъективным, но премию дают не за отдельную книгу, а с учетом творчества автора в целом. Более того, ее дают не просто писателю, но еще и стране, литературной традиции, которую он представляет.
Поскольку в прошлом году премия не давалась (
Что касается имен российских авторов, возможно, достойных рассмотрения Нобелевского комитета, Мильчин назвал Сорокина, Пелевина и Улицкую (у последней, по его мнению, больше шансов за счет большего количества переводов на европейские языки). «Вы не проверите, — говорит Константин, — но наиболее читаемым на Западе стал Дмитрий Глуховский с его безумно популярной сейчас антиутопией „Метро“. Понятно, что это автор другого эшелона и не претендент на „Нобеля“, но это очень яркий пример популярности у западного читателя русского автора».
Константин ответил на вопросы о своих предпочтениях в литературе: «Главным мои критерием приятия той или иной книги является, заставила ли она меня задуматься над
По его мнению, главным литературным трендом прошлого года была тема памяти: как она может работать с правдой и вымыслом и можно ли на нее
Мильчин уверен, что сегодня в России нет такой профессии, как писатель. Двадцать или тридцать человек самых топовых авторов, имеющих большие тиражи, зарабатывают в месяц литературным трудом тридцать или пятьдесят тысяч рублей и могут заниматься только написанием книг, но остальные работают на двух или даже трех работах, и написание книги для них — скорее хобби или средство пиара, чем реализация своего творчества. «У большинства литераторов нет времени на доскональную работу с языком своих романов, их надо писать быстро, чтобы попасть в струю», — говорит критик.
Зашла на встрече и речь об истории российской и зарубежной литературы. По мнению Мильчина, для обычного российского читателя история русской литературы начинается с Лермонтова и Пушкина, то, что было раньше, в
Константин Мильчин признался, что в свободное время много слушает аудиокниги, в частности, «большое удовольствие получил от аудиоверсии романов
Константин Чупринин
Фото: © Тимур Гольдман