Новости

Чехов, Горький и современность. Дискуссия в Ночь музеев

22 мая 2018

Отдел: Дом-музей А.П. Чехова

19 мая в Доме-музее А. П. Чехова в рамках международной акции «Ночь музеев» прошла дискуссия «Чехов, Горький и современность. „Солнце всходит“ или закат драматургии?», в которой приняли участие драматург, сценарист, один из организаторов фестиваля «Любимовка» Михаил Дурненков и заместитель директора ГМИРЛИ имени В. И. Даля по научной работе, заведующий Домом-музеем А. П. Чехова Эрнест Орлов.

«Литературный музей — это не собрание пыльных вещей, принадлежавших ушедшим из жизни классикам. Это организм, который существует во взаимодействии с современным литературным процессом», — открыл вечер Эрнест Дмитриевич Орлов. Встреча с представителем сегодняшней отечественной драматургии, возможность поговорить с ним о влиянии признанных классиков на российский театр вчера и сегодня приближает к решению поставленной перед музеем задачи: не только фиксировать наследие, но и попытаться его осмыслить во всей полноте.

Новаторство драматургии Антона Павловича Чехова стало общим местом, а потому, как всякая общепринятая формула, по мнению участников дискуссии, должно быть подвергнуто сомнению. Эрнест Дмитриевич рассказал, что многие современники Чехова отнеслись к его драматургическим дебютам достаточно прохладно. Так, Владимир Немирович-Данченко пишет Чехову после постановки «Лешего»: «Ленский прав, что Вы чересчур игнорируете сценические требования, но презрения к ним я не заметил. Скорее — просто незнание их». Может быть, новаторство Чехова всего лишь игнорирование законов сцены? По убеждению Эрнеста Орлова, Антона Павловича нельзя было упрекнуть в незнании сценических требований: Чехов любил театр и хорошо в нем разбирался. Отсутствие внешнего действия и ярких характерных персонажей было осознанным приемом, который колоссально повлиял на мировую драматургию, дал толчок к развитию театра абсурда. По мнению Михаила Дурненкова, «нововведения Чехова выходят за рамки стилистических»: «Он изменил формулы театра, он поменял его принцип действия. Станиславский построил свою систему на чеховских пьесах. Актерская игра стала другой: если нет внешнего действия — надо искать его внутри. Работа режиссера стала иной, вскрывающей внутренние события».

Темой отдельного спора стали взаимоотношения двух драматургов: Чехова и Горького. В личной переписке авторы с теплотой отзывались о работах друг друга, однако, по убеждению Эрнеста Орлова, тексты Горького пародийны по отношению к драме Чехова. И приведенные цитаты из чеховских «Трех сестер», «Иванова», «Чайки» и горьковских «На дне», «Мещан», «Дачников», кажется, убедили не только оппонента, но и всех гостей вечера. «Чехов фиксирует процессы в обществе. Он говорит: „Жизнь такая. Тоска“. Горький же предлагает решение социальной проблемы», — заметил Михаил Дурненков. Но, вводя в пьесу героя-носителя идеи, Горький часто жертвует правдоподобностью, «герои прогибаются под тяжестью идеи». «Нереальные герои в реальных обстоятельствах», — такое определение горьковским пьесам дал Михаил Дурненков. По мнению драматурга, Горький и Чехов стали родоначальниками двух поэтик, в руслах которых существует современный российский театр: «горьковская идеологическая, направленная на разум» и «чеховская фиксация реальности, обращенная к чувствам зрителей». «Мне кажется, что сейчас больше горьковского, — заметил Михаил Дурненков, отвечая на вопрос о состоянии актуальной российской драматургии. — Так устроены современные авторы. Все мы концептуалисты. Мы рассказываем идеи». Современная пьеса, по мнению драматурга, перфомативна, сложна, погружает зрителя в задачу и требует от него интеллектуальной работы. Эти отличительные черты современной драматургии, по мнению Михаила Дурненкова, «далеки от Чехова, но ближе к тому, что делал Горький».

Убедиться, что современная пьеса обладает всеми перечисленными качествами, гости музея могли сами. По завершении дискуссии актеры музейного «Театра Чеховской комедии» (ТЧК) и Театра имени Гомера устроили художественную читку пьесы Михаила Дурненкова «Вне системы», написанной к 150-летию Константина Станиславского.

Юлия Глотова

Фото: Тимур Гольдман