Новости

В Москве открылась выставка «А.П. Чехов во Франции»

5 февраля 2018

Отдел: Дом-музей А.П. Чехова

В день рождения А. П. Чехова — 29 января — в московском доме-музее писателя открылась выставка «А. П. Чехов во Франции» из фондов Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля, которая позволяет представить эпизоды пребывания писателя в Ницце, Париже, Биаррице в 1890–1900-е годы.

Несмотря на понедельник, выходной день, в музее было привычно многолюдно: в чеховском доме собрались и постоянные посетители, многолетние друзья дома: члены Чеховской комиссии РАН, актёры, режиссёры, художники и музыканты, коллеги-музейщики, — и те, кто оказался на Садовой-Кудринской, 6 впервые.

Выставка «А. П. Чехов во Франции» не приурочена к какой-либо юбилейной дате, как это бывает обычно. «Просто очень хотелось этой московской зимой поделиться теплом Франции, где четырежды бывал Чехов» — отметил куратор выставки, заместитель директора по научной работе ГМИРЛИ Эрнест Орлов. — «Что остаётся после путешествия, кроме воспоминаний и впечатлений? Фотографии, купленные за границей вещи… Конечно, есть они и в чеховской коллекции. Верхнюю одежду, галстуки и даже стёкла к пенсне писатель предпочитал покупать за границей. Впрочем, в письме к сестре А. П. Чехов сетовал: „Здесь всё хорошо, но не во всем, однако, Франция опередила Россию. Спички, сахар, папиросы, обувь и аптеки в России несравненно лучше“».

Однако с французской литературой и музыкой чеховская семья, конечно, была знакома и до первого европейского путешествия Чехова в 1891 году. Среди композиторов особое место занимал в репертуаре вечеров в «доме-комоде» Фредерик Шопен. Потому неслучайно Анданте спианато и Большой блестящий полонез, написанные уже во Франции, в день рождения писателя звучали в его доме в исполнении пианиста, концертмейстера Московской государственной консерватории, лауреата международных конкурсов Кирилла Аггеялфиса.

Строки из писем А. П. Чехова и воспоминаний современников, виды Франции, личные вещи писателя и фотографии его окружения дают возможность восстановить хотя бы отчасти детали чеховской жизни в её горестях и радостях, круг чтения и круг лиц, проследить смену настроений и занятий на Ривьере и в Париже.

На открытии выставки, по замыслу её куратора, французские впечатления должен был озвучить сам автор… В роли А. П. Чехова выступил актёр, режиссёр и руководитель музейного «Театра чеховской комедии (ТЧК)» Александр Власов.

«Масса движения. Улицы роятся и кипят. Что ни улица, то Терек бурный. Шум, гвалт. Тротуары заняты столиками, за столиками — французы, которые на улице чувствуют себя, как дома. Превосходный народ» — это первое впечатление писателя от Франции и её столицы.

Писатель искусно подмечает особенности поведения наших соотечественников за границей, поселившихся в «Русском пансионе» в Ницце на улице Гуно: «Живется недурно, погода всё та же, т. е. тепло и тихо, но нет розы без шипов. Дамы, живущие в Pension Russe, русские дамы — это такие гады, дуры. Рожа на роже, злоба и сплетни, чёрт бы их подрал совсем. Что великолепно в Ницце, так это цветы, которыми здесь запружены все рынки. Масса цветов и дешевизна необычайная. И цветы удивительно выносливые, не вянущие. Как бы ни завял цветок, но стоит только обрезать внизу кончик стебелька и поставить ненадолго в теплую воду — и оживает цветок».

И даже немного приоткрывает нам секрет собственного творческого процесса: «Много сюжетов, которые киснут в мозгу, хочется писать, но писать не дома — сущая каторга, точно на чужой швейной машине шьешь».

Тексты чеховских писем и воспоминаний современников широко представлены на выставке. Они не выстроены хронологически и визуально не создают впечатления единства.

«Это сделано намеренно, — признался Эрнест Орлов. — по одним лишь письмам невозможно восстановить всю историю пребывания Чехова за границей. Только отдельные сюжеты, отдельные впечатления. Но именно эти известные нам факты, благодаря сочетанию разных материалов и предметов, связанных с этими событиями, позволили представить их объёмно и максимально подробно».

Подробности чеховской биографии, правда, в ироническом и несколько мифологизированном свете, можно узнать благодаря чудом сохранившимся карикатурам художницы Александры Хотяинцевой, создавшей серию гениальных шаржей, ставших яркими иллюстрациями реальных и вымышленных сюжетов, связанных с Чеховым и обитателями «Русского пансиона» в Ницце 1898 года. До 1 апреля все эти раритеты чеховской коллекции можно увидеть в музее.

В завершении вечера председатель Чеховской комиссии РАН, доктор филологических наук, заведующий кафедрой истории русской литературы филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Владимир Катаев напомнил о том, что тема «Чехов и Франция» неисчерпаема, не только потому, что есть «белые пятна» в биографии писателя, но и в связи с особым интересом к Чехову и его творчеству во Франции, что подтверждается выходом новых переводов его произведений и писем, в том числе сделанных в последние годы Надин Дубровьё.