Новости
Литературные премии как путеводитель по современной словесности
3 февраля 2015
Отдел: Дом-музей А.И. Герцена
29 января в Доме-музее А. И. Герцена лекцию «Премиальный бум в России» прочитала литературный критик, первый заместитель главного редактора журнала «Знамя» Наталья Иванова. Ее, автора многих книг и статей о классической и современной литературе, гостям вечера представила заведующая домом Александра Герцена Ирена Желвакова.
И начался обстоятельный, но темпераментный, с массой увлекательных подробностей рассказ о том, как в России еще в начале 1990-х годов появились первые независимые премии, и о том, какие функции они сегодня выполняют. Особенно подробно Наталья Борисовна говорила о премии «Русский Букер», не всегда, наверно, увенчивающей самых достойных, но успевшей за четверть века отметить романы Георгия Владимова, Владимира Маканина, Булата Окуджавы, Василия Аксенова, другие произведения, уже приобретшие статус национальной классики. Заметное место в лекции было уделено и появившейся значительно позже премии «Большая книга», которая учреждена при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. И вполне естественно, что к этой, самой крупной по денежному обеспечению российской литературной награде, привлечено максимальное внимание отечественных СМИ.
Однако, убеждена Н. Иванова, навигацию в книжном море можно осуществлять и по решениям жюри других премий, выбирающих тот или иной тематический, жанровый или стилистический сегмент современной словесности. Среди них и «Русская премия», поддерживающая авторов, пишущих на русском языке за пределами нашей страны. И премия Андрея Белого, которая, родившись еще в андеграунде, отмечает своим символическим признанием – один рубль, яблоко и бутылка водки – сочинения авангардные и, безусловно, не рассчитанные на коммерческий успех. Особо оказалась выделенной в лекции премия «НОС» (Новая словесность / Новая социальность), основанная Фондом Михаила Прохорова и часто непредсказуемая в своих решениях.
В лекции постоянно подчеркивалось, что премии важны, в первую очередь, как линза, при взгляде сквозь которую становятся видны и состояние современной литературы, и ее наиболее важные, как сейчас выражаются, тренды. Поэтому очень жаль, что в условиях финансового кризиса лишились поддержки многие литературные проекты, и в их числе созданная самой Натальей Борисовной премия Ивана Петровича Белкина (вымышленного, как все мы помним, «автора» пушкинских повестей), которая в течение ряда лет присуждалась авторам повестей современных. Досадно и то, что в премиальном многоцветье пока не нашлось места наградам за литературную критику, и за очень популярные сейчас произведения в стилистике документальной (нон-фикшн) прозы.
И, конечно, особенно страстно говорила Наталья Иванова о ключевой роли литературных журналов в пространстве современной словесности. Многие из них (например, «Знамя», «Новый мир», «Октябрь», «Звезда») тоже вручают премии своим лучшим авторам. Эти награды, может быть, не очень велики по своему денежному эквиваленту, но необыкновенно значимы, поскольку именно они открывают достойным произведениям путь к премиям, уже гораздо более крупным, а самое главное – они открывают путь писателям к самой широкой читательской аудитории.
Константин Чупринин