9 апреля в Доме И.С. Остроухова в Трубниках состоялся вернисаж выставки «Потерянный временем. К 140-летию со дня рождения художника Михаила Соколова».
Заместитель директора ГМИРЛИ имени В.И. Даля по экспозиционно-выставочной деятельности Наталия Папанова: «Выставки в нашем уютном Доме И.С. Остроухова всегда особенные, камерные. Выставки художников не случайно проходят именно здесь: Илья Остроухов сам был художником и коллекционером произведений искусства. Спасибо всем, кто передал экспонаты — в особенности нашим коллегам из Ярославского художественного музея за предоставление предметов из своей коллекции, которой мы можем теперь любоваться».
Заведующая Домом И.С. Остроухова в Трубниках Марина Краснова: «Проведение художественных выставок — давняя традиция нашего дома, потому что Илья Остроухов, по выражению современников, „собирал людей точно так же как вещи“, здесь бывали коллекционеры искусства и вся художественная Москва начала ХХ века. Цикл „Художники и коллекционеры в Доме И.С. Остроухова“, который много лет назад придумала куратор выставки Наталья Реброва, это как раз и есть продолжение традиции и сохранение памяти этого дома, памяти о хозяине особняка».
Главный куратор выставки, ведущий научный сотрудник музея Наталья Реброва: «Много лет назад я оказалась в наших фондах, где впервые увидела произведения Михаила Соколова. Я была поражена тем, что в фондах музея есть его работы в таком большом количестве. И я тогда еще подумала: надо когда-нибудь обязательно показать эту коллекцию. В этом году случилось такое прекрасное событие, как юбилей Михаила Ксенофонтовича, поэтому мне и предложили наконец-то сделать эту выставку».
Заместитель генерального директора Российской государственной библиотеки Наталья Самойленко: «Я еще застала тех, кто знал Михаила Ксенофонтовича, я бывала у его жены Марины Баскаковой, долго общалась с художником-мультипликатором Еленой Танненберг, которая хранила одну из наиболее ценных частей архива Соколова (находится сейчас в Ярославском художественном музее). Обаяние Михаила Соколова передавалось из рук в руки его близкими людьми, и встречи с ними навсегда останутся в моей памяти. Действительно хочется, чтобы этот художник с очень непростой жизнью и очень непростым характером продолжал оставаться одной из главных достопримечательностей нашей культуры».
Хранитель и исследователь творчества Михаила Соколова, старший научный сотрудник Ярославского художественного музея Нина Голенкевич: «Наш музей является обладателем самой большой коллекции творческого наследия Михаила Соколова. У нас хранится больше 2000 его работ: среди них и картины, и графика, и доклады, и статьи, и многое другое. Все это собиралось по крупицам. С творчеством Соколова я впервые соприкоснулась в Ярославле через художника Николая Маргина, он был женат на сестре Соколова. Именно он мне рассказывал, какая была походка у Михаила Ксенофонтовича, как блестяще он всегда выглядел, о его манерах. Даже в 1980-е гг. сложно было найти информацию о таких художниках, как Соколов — отстраненных от основной линии развития советского искусства. Но были живы те, кто лично знал Соколова и собирал его работы: я довольно тесно начала общаться с женой и друзьями художника. Так получилось, что все, кто хранил работы Соколова, впоследствии передавали их именно в наш Ярославский музей — возможно, потому что он родился в Ярославле. Хотя в начале своего пути изучения творчества Соколова мне казалось, что стерто все его наследие, постепенно я поняла, что он поистине музейный художник: более 30 музеев хранят его работы, большое количество его картин хранится в частных коллекциях — Михаил Ксенофонтович был очень щедрым человеком, он многое дарил знакомым, считал, что это его долг — ответить благодарностью всем, кто его поддерживал в самые тяжелые годы. Прекрасно, что Гослитмузей в юбилейный год Соколова обращаетесь к творческому наследию этого большого мастера».
Художник, искусствовед, коллекционер Юрий Петухов: «Персональные выставки Михаила Соколова можно пересчитать по пальцам одной руки, хотя он ценится профессиональным сообществом, музейными сотрудниками, художниками и искусствоведами. Любовь Соколова к красоте и искусству предшествующих столетий нашла отражение в его собственном искусстве: он рисовал прекрасных дам, надевал им прекрасные шляпки, украшал их перьями — и сначала он сам потерялся во времени, а потом время потеряло его».
Искусствовед, автор книг и статей по русскому искусству Александр Балашов: «На мой взгляд, Михаилу Ксенофонтовичу очень повезло, повезло так, как не повезло многим художникам начала ХХ века: при его непростой жизни сохранилось более 7000 его работ, это очень большое наследие. С таким наследием художник с полным основанием имеет право войти в историю не только русского, но и мирового искусства».