Новости

Творческая встреча с Андреем Смирновым

22 января 2025

Отдел: Дом-музей А.И. Герцена

15 января гостем Дома-музея А.И. Герцена стал режиссер, сценарист и актер, народный артист РФ Андрей Сергеевич Смирнов, автор легендарного фильма «Белорусский вокзал» — одного из лучших фильмов о Великой Отечественной войне. Творческая встреча, приуроченная к 80-летнему юбилею великой Победы и 50-летию этой кинокартины, привлекла множество разновозрастных зрителей, заполнивших просторный конференц-зал музея.

Как режиссер, Андрей Смирнов снял не так много фильмов — всего двенадцать (из которых 4 короткометражных), однако каждый из его фильмов — уникален. Достаточно перечислить его наиболее известные ленты последних лет: «Жила-была одна баба» (2011) — пронзительная история о Гражданской войне, «Француз» (2019) — о начале Оттепели в СССР, «За нас с вами» (2022) — историческая и человеческая драма начала 1950-х годов. Также Андрей Смирнов известен как талантливый актер, сыгравший в сорока двух фильмах и сериалах: «Чернов/Chernov» (режиссер С. Юрский, 1990), «Елена» (режиссер А. Звягинцев, 2011) и многих других. За роль Бунина в фильме «Дневник его жены» (режиссер А. Учитель, 2000) он был удостоен множества наград; среди прочих — премии «Ника».

Вечер открыла Ирена Желвакова, заведующая Домом-музеем А.И. Герцена: «Андрей Сергеевич, в Вашей копилке более 50 киноролей, и в каждой из них Вы представали перед зрителями в невероятных образах. Мне особенно дорог Бунин в „Дневнике его жены“. Душевная энергия, теплота от Ваших киногероев — за это мы особенно любим Ваше творчество».

В ответ Андрей Смирнов подчеркнул важность своего выступления в Доме Герцена: «Для меня большая честь выступать в этих стенах! Думаю, для каждого русского интеллигента этот дом является местом специальным».

Встреча с режиссером по большей части строилась как диалог со зрителем. Каждый вопрос зала давал импульс к новому направлению разговора, воспоминания, размышления А.С. Смирнова. Вот что он рассказал о выборе своей профессии: «К вопросу о том, как я стал актером и режиссером. Когда мне было три месяца, началась Великая Отечественная война, отец ушел на фронт, а меня с матерью и бабушкой отправили в Воронеж. Там жила сестра моей бабушки, мужем которой был Василий Флоринский — заслуженный артист РСФСР, один из ведущих актеров Воронежского театра. Моя мама там стала подрабатывать на разных должностях, поэтому и ходить, и разговаривать я научился за кулисами театра. В школе я ставил детские спектакли, пробовал себя в роли режиссера, и даже мимолетный интерес к математике в старших классах не сбил меня с творческого пути».

Значительную часть вечера А. С. Смирнов посвятил рассказу о тех талантливых людях, с которыми он работал над своими ранними фильмами — о сценаристе Вадиме Трунине и композиторе Альфреде Шнитке: «За свою жизнь я встречался с огромным количеством талантливых людей. Например, знакомство и работу с композитором Альфредом Шнитке я до сих пор воспринимаю как дар судьбы. Он был человек необыкновенно высокой культуры, прекрасно читал на немецком и рассказывал о многих тонкостях перевода „Волшебной горы“ Томаса Манна, о которых я не подозревал. В моей первой короткометражке „Ангел“ присутствует музыка Шнитке, и с ней это один фильм — а без нее совсем другой! Я впервые увидел, что такое композитор, который понимает и чувствует кино: три минуты музыки очень точно передают атмосферу страшного и жестокого времени Гражданской войны, о которой идет речь в „Ангеле“».

Конечно, особенный интерес зрителей был прикован к непростой истории фильма «Белорусский вокзал». Андрей Сергеевич признался, что фильм дался ему тяжело: особенно борьба с цензурой, требования вырезать какие-то сцены и необходимость пересъемок. Тем не менее, режиссер поделился историей создания великой песни из этого фильма: «В Доме-музее А. И. Герцена проходила выставка к 100-летию Булата Окуджавы — а я помню, как он создавал песню для „Белорусского вокзала“. Булат Шалвович на тот момент уже пару лет не писал новых произведений и не собирался снова начинать. Однако когда он увидел отснятый материал, то нашел в нем что-то, что натолкнуло его на создание песни к нужной сцене. Булат сказал „Попробую“, и через три дня принес нам текст своей ставшей знаменитой „Нам нужна одна победа“». Так из стихов Окуджавы и буквально пары сочиненных им мелодий в аранжировке Альфреда Шнитке на свет появилась песня, ставшая одним из ярчайших музыкальных символов Победы.