Новости
Выставка к юбилею Андрея Тарковского открылась на Зубовском, 15
11 апреля 2022
5 апреля 2022 года в отделе ГМИРЛИ им.
Важно отметить, что выставка — это оммаж семье Тарковских и попытка выстроить новую оптику, раскрывающую близкую связь
Дмитрий Петрович Бак, директор ГМИРЛИ им.
Был язык мой правдив,
как спектральный анализ,
А слова у меня под ногами валялись.
(Арсений Тарковский «Я учился траве, раскрывая тетрадь…», 1968)
Здесь — истоки киноязыка Тарковского и рождение его гения.
Марина Тарковская, сестра кинорежиссёра, в своём выступлении подчеркнула, что представленная выставка впервые говорит о Тарковском как о человеке, что удивительно важно и необходимо. С момента «сталкеровского» изречения «человеку нужен человек» прошло много времени, а ретроспектива, внимательная к личности её брата, появилась лишь сейчас. Как отметила Марина Арсеньевна, перед нами
Юрий Норштейн в своё выступлении уделил внимание другому важному аспекту гения Тарковского: «Есть в кинематографе лукавая сила, но если человек, попавший в кинематограф, охвачен подлинной культурой и историей, охвачен этим пожаром, то и кино его становится выдающимся искусством». Для Юрия Норштейна Тарковский — проводник токов жизни и культуры. Здесь мы опять возвращаемся к формирующей среде, к силе восприятия и умению говорить не только от себя, но и от целого мира. Погруженность в культуру и язык кинематографа заключает в себе, по словам Норштейна, феномен искусства, а выставка же предлагает найти истоки творчества посредством феноменологического рассмотрения вещей и мыслей, так или иначе связанных с Тарковским.
Семья Тарковского — это не только родные, но еще и команда, без которой невозможно было совершить чудеса, пронизывающие все семь картин режиссёра. О роли коллег и товарищей напомнил Шавкат Абдусаламов; в режиссер Евгений Цымбал, работавший ассистентом по реквизиту на съёмках «Сталкера», поделился подробностями технического процесса, разрушая «третью стену» между зрителем и Мосфильмом.
Выставка, по словам куратора Ларисы Алексеевой, из обычных вещей создает образы: чтобы лес шептал поэзией Арсения Тарковского или зеркало дробилось, будто льдина ледоходом. Ледоход, совпавший с рождением Андрея, появляется в воспоминаниях Марины Тарковской и становится символическим ключом к пониманию жизни и творчества режиссера. Новые смыслы постоянно возникают при обращении к наследию Тарковского. Классик не может быть статичен — он рождается в новом поколении, являясь, по словам киноведа Наума Клеймана, вечным ребенком: «Молодые знают о Тарковском больше, чем мы, потому что мы не знаем и не понимаем того, что знают они». В этом предчувствии и в постоянном перерождении Наум Клейман видит вечную актуальность и свежесть автора. «Классик всегда нуждается в нашей заботе, как ребенок», — так историк кино объясняет нам, почему такая мощная фигура, как Тарковский, требует музейного внимания.
Для режиссера Юлия Файта гений Тарковского заключается в умении соединить все элементы в мощном многоголосье образа. А по словам Евгения Цымбала, важной составляющей творчества Тарковского является «спектральная» точность языка. Собака в кадре остаётся собакой, а вода выполняет всего лишь гидравлическую функцию — вопреки излишним додумываниям в среде поклонников режиссёра.
«Семья Тарковских — это вселенная», — так Дмитрий Бак завершил церемонию открытия и пригласил всех в пространство выставки, которая ожидает неравнодушных зрителей вплоть до 21 августа 2022 года.
Текст: Софья Калинычева
Фото: Анастас Перушкин