Новости
В ГМИРЛИ состоялся круглый стол «Музей поэта» в рамках Мандельштамовской конференции
18 января 2022
17 января 2022 года в отделе ГМИРЛИ им.
Практическим введением в тему стала экскурсия по экспозиционному модулю Музея литературы XX века, посвященному Осипу Эмильевичу Мандельштаму и его жене Надежде Яковлевне Мандельштам, затем участники круглого стола перешли к докладами и активному обсуждению вызовов, с которыми сталкивается каждый музей поэта.
Как отметил директор ГМИРЛИ Дмитрий Петрович Бак, «единого рецепта нет: музей может быть как наполнен мемориальными предметами, так и существовать без них», ведь «сейчас мы живем во время разнообразия музейных коллекций». Данная реплика стала реакцией на многообразие мнений среди выступающих относительно роли меморий в музее поэта.
Тамара Александровна Дьякова — заведующая научным отделом в Воронежском областном литературном музее им.
Павел Павлович Котляр — куратор новой экспозиции Иосифа Бродского в
Проблема «зияния», как точно её описала искусствовед и филолог Вера Владимировна Калмыкова, является одновременно силой и слабостью места. С одной стороны, по мнению спикера, музей поэта существует как отношение человека (поэта) и человека (зрителя), где экскурсовод становится медиатором, а предмет несет на себе основную нагрузку в деле когнитивного и эмоционального вовлечения посетителя. С другой стороны, в этой схеме важна живая история вокруг писателя, которая может побудить читать его творчество. И здесь значение может иметь сам текст и присущая ему символическая семантика. «А может ли сам текст стать тем мемориальным предметом?» — такой риторический вопрос задаёт участникам Вера Калмыкова.
Хорошим примером решения проблемы «зияния» является
Постоянно возвращаясь к реплике Дмитрия Бака об отсутствии единого рецепта, участники круглого стола обсудили способы музеефикации наследия поэтов и популяризации их творчества в условиях дисперсности коллекций. Участники круглого стола пришли к идее о культивировании подвижной модели музеефикации с обменом мемориальными предметами между различными культурными институтами, выполняющими функцию сохранения памяти. Как отметил Павел Котляр, исследованием и сохранением мандельштамовского наследия заняты пять мандельштамовских музеев (в Москве,
Дисперсность наследия преодолевается путем объединения усилий разных людей и институций. Идея обмена, а не концентрации в одном месте — это идея живого, изменяющегося музея, который способен стать точкой притяжения в культурном пространстве.
Текст: Софья Калинычева
Запись круглого стола доступна по ссылке