Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  ГЛМ и другие
  4.  Проект «17 страница» с Андреем Бильжо

Проект «17 страница» с Андреем Бильжо

2 Ноября 2018 г.

29 октября в клубе-ресторане «Петрович» прошли публичные чтения в рамках проекта «17 страница». Известный художник-карикатурист, эссеист и «мозговед» Андрей Бильжо прочитал отрывок из книги «Венедикт Ерофеев: посторонний».

Книга «Венедикт Ерофеев: посторонний» — первая биографии автора культовой поэмы «Москва — Петушки» (одна из встреч-презентаций состоялась 14 октября в Музее Серебряного века). Олег Лекманов, Михаил Свердлов и Илья Симановский, опираясь на множество собранных ими свидетельств современников, постарались нарисовать портрет человека абсолютно свободного и в прозе, и в жизни.

В книгу вошли и воспоминания Андрея Бильжо, который познакомился с автором поэмы «Москва — Петушки» при неординарных обстоятельствах: Венедикт Ерофеев много раз лежал в психиатрических больницах, где Андрей Бильжо работал врачом. По словам Андрея Георгиевича, Ерофеев был «психиатрической загадкой»: «По тому количеству, сколько и чего он пил, должна была давным-давно произойти „алкогольная деградация“: все алкоголики похожи, у них особый юмор. Не то чтобы этого не произошло, не было никакого на это даже намека. Мне он казался совершенно из другого века человеком». Андрей Бильжо пояснил, что не был лечащим врачом Ерофеева (им была Ирина Дмитриенко), но под его медицинским наблюдением находился другой яркий представитель литературного андеграунда 70-80-х годов — поэт Леонид Губанов. По воспоминаниям Андрея Бильжо, в какой-то момент Губанов и Ерофеев лежали чуть ли не в соседних палатах и при этом даже не пытались познакомиться: «Я говорю Лёне, что вон лежит Венедикт, на что Губанов ответил: „ну, он такой великий“. Я спросил у Ерофеева, почему он не познакомится Леонидом Губановым. И Ерофеев ответил, что ему это не очень-то интересно. Вероятно, он держался и вел себя так, потому что чувствовал, что он как-то выше остальных». Андрей Бильжо заметил, что название книги — «Венедикт Ерофеев: посторонний» — очень метко отражает особенность личности автора поэмы «Москва — Петушки»: «Он был посторонним и потусторонним».

В чтениях также приняли участие авторы книги Олег Лекманов и Илья Симановский, которые рассказали о том, как книга писалась, с какими удивительными совпадениями приходилось сталкиваться в ходе работы над ней. Историей своего знакомства, точнее, случайного незнакомства с Венедиктом Ерофеевым, поделился журналист и писатель Игорь Свинаренко.

«17 страница» — проект «Редакции Елены Шубиной» при поддержке Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля.

Юлия Глотова

Возврат к списку