Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  На площадках ГЛМ
  4.  Вечер памяти Венедикта Ерофеева

Вечер памяти Венедикта Ерофеева

14 Октября 2018 г.

Отдел: Музей Серебряного века

10 октября в Музее Серебряного века прошел вечер памяти Венедикта Ерофеева, на котором была представлена первая биография автора культовой поэмы «Москва — Петушки», вышедшая в «Редакции Елены Шубиной». Персонаж Веничка близко знаком читателю — и русскому, и зарубежному, — чего нельзя сказать про самого создателя поэмы. Олег Лекманов, Михаил Свердлов и Илья Симановский, опираясь на множество собранных ими свидетельств современников, постарались нарисовать портрет человека абсолютно свободного и в прозе, и в жизни. Результатом их многолетней работы стала книга «Венедикт Ерофеев: посторонний».

«Радостно, что столько людей пришло на презентацию», — обратился к переполненному залу директор ГМИРЛИ имени В. И. Даля Дмитрий Петрович Бак. Поздравив всех причастных с выходом книги, он отметил, что музей и «Редакцию Елены Шубиной» связывает давняя и плодотворная дружба.

В Доме Брюсова собрались не только поклонники творчества Венедикта Ерофеева, но и родственники, близкие друзья, товарищи писателя. «Просто фантастическая публика сегодня», — отозвалась Елена Шубина. Поблагодарив авторов и мемуаристов, поделившихся своими воспоминаниями, она рассказала, как сама впервые столкнулась с Ерофеевым: «Когда еще в юном студенческом возрасте я в первый раз прочитала „Москва — Петушки“, я подумала, как же об этом можно писать. Потому что тут надо подробно анализировать каждый абзац, каждое слово. И вот в книге Олега Лекманова, Михаила Свердлова и Ильи Симановского такой удивительный микс: мозаичный портрет Венедикта Ерофеева, многоголосье разных мнений и при этом потрясающий литературоведческий анализ. Книга построена как биография автора, Венедикта Ерофеева, и его героя, Венички».

Авторы решили отказаться от скучного формата традиционной презентации и, ни словом не обмолвившись о работе над книгой, передали бразды правления почетным гостям вечера. Многоголосье и полифония с книжных страниц перенеслись в зал. «Нам бы хотелось, чтобы эта встреча стала дополнением и продолжением книги», — рассказал Олег Лекманов, пояснив, что выступающих, словно книжные главы, они «постарались выстроить хронологически».

О детских годах и северной красоте Кольского полуострова рассказала старшая сестра писателя, Нина Васильевна Фролова. О времени учебы на филологическом факультете МГУ поведали Лев Андреевич Кобяков и Владимир Андреевич Скороденко. «Веничка очень бы порадовался и поехидничал, узнав, что его памяти малейшие крохи побираются и протоколируются», — с улыбкой заметил Владимир Скороденко. — Мы были провинциальные мальчишки. Оказались в общежитии, и оно сильно нас объединило. Тогда никто не думал о вечности. Мы просто жили и смотрели друг на друга, проводили опыты по добыванию алкоголя из какой-то горючей жидкости».

Одним из ближайших университетских приятелей Венедикта Ерофеева был впоследствии известный переводчик Владимир Сергеевич Муравьев. Об этой дружбе и встречах с Ерофеевым рассказал сын Владимира Сергеевича, Алексей Муравьев. «Веня был человек необыкновенный, и все к нему тянулись. Ко мне он относился совершенно безразлично, но меня он сделал», — рассказал Борис Сорокин, прототип премьер-министра в поэме «Москва — Петушки», приятель, с которым писатель познакомился во время учебы во Владимирском пединституте. Часть лета 1975 года Ерофеев прожили на даче в подмосковном Абрамцеве у выдающегося математика, члена-корреспондента АН СССР, в прошлом известного альпиниста, Бориса Николаевича Делоне. Об этом периоде жизни Ерофеева рассказал Сергей Шаров-Делоне.

Своими воспоминаниями поделились Наталья Шмелькова, автор книги «Последние дни Венедикта Ерофеева», и Ирина Викторовна Дмитренко, лечащий врач Венедикта Васильевича. Галина Анатольевна, жена Венедикта Ерофеева — младшего, поблагодарила авторов за их труд, выразив надежду, что это не последняя книга, посвященная писателю.

Специальным подарком к юбилейному вечеру стала однодневная выставка Алексея Неймана: шесть графических портретов Венедикта Ерофеева и одна акварель. Все это работы, сделанные художником в конце 80-х годов во время встреч с писателем. «Я видел его несколько раз. Мы с женой были у него в гостях. Он производил огромное, „неизречимое“ впечатление», — рассказал художник.

Искренние и подлинные истории из жизни, трагические и смешные рассказы о знакомстве и дружбе с Венедиктом Ерофеевым погрузили гостей вечера в мир уникального писателя, сделав его если не понятнее, то ближе.

Юлия Глотова

Фото: © Тимур Гольдман

Возврат к списку