+
Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  ГМИРЛИ и другие
  4.  В ГМИРЛИ состоялся круглый стол «Музей поэта» в рамках Мандельштамовской конференции

В ГМИРЛИ состоялся круглый стол «Музей поэта» в рамках Мандельштамовской конференции

17 января 2022 года в отделе ГМИРЛИ им. В. И. Даля «Доходный дом Любощинских — Вернадских» прошёл круглый стол «Музей поэта» в рамках Международной конференции«“Страх и муза”: Ахматова, Мандельштам и их время». Лейтмотивом круглого стола стала тема музеефикации творческого наследия Мандельштама и других российских поэтов.

Практическим введением в тему стала экскурсия по экспозиционному модулю Музея литературы XX века, посвященному Осипу Эмильевичу Мандельштаму и его жене Надежде Яковлевне Мандельштам, затем участники круглого стола перешли к докладами и активному обсуждению вызовов, с которыми сталкивается каждый музей поэта.

Как отметил директор ГМИРЛИ Дмитрий Петрович Бак, «единого рецепта нет: музей может быть как наполнен мемориальными предметами, так и существовать без них», ведь «сейчас мы живем во время разнообразия музейных коллекций». Данная реплика стала реакцией на многообразие мнений среди выступающих относительно роли меморий в музее поэта.

Тамара Александровна Дьякова — заведующая научным отделом в Воронежском областном литературном музее им. И. С. Никитина — в своём выступлении указала на необходимость создания из пространства музея сакрального места, где центральную позицию будет занимать книга писателя. К тому же, по мнению спикера, следует уделять большее внимание визуализации текста как экспозиционному приёму, и здесь на помощь приходит богатство смысловых комплексов, выведенных Мандельштамом в своих тетрадях (птицы, растения и пр.) Эти образы могут быть введены в выставочное пространство в качестве маркёра идей, ведь «воронежские тетради — это целый семантический мир». Тамара Дьякова также подчеркнула, что, несмотря на важность мемориальных предметов, «музей не может быть кладовкой старых вещей».

Павел Павлович Котляр — куратор новой экспозиции Иосифа Бродского в доме-музее Анны Ахматовой в Фонтанном дворе — предложил для обсуждения тему отсутствия мемориального предмета в музее поэта на примере музея-квартиры Иосифа Бродского в Санкт-Петербурге: «Возможно, отсутствие мемориальных предметов может дать новые смыслы?» Мысль Павла Котляра особенно актуальна в связи с очень небольшим числом сохранившихся мандельштамовских меморий.

Проблема «зияния», как точно её описала искусствовед и филолог Вера Владимировна Калмыкова, является одновременно силой и слабостью места. С одной стороны, по мнению спикера, музей поэта существует как отношение человека (поэта) и человека (зрителя), где экскурсовод становится медиатором, а предмет несет на себе основную нагрузку в деле когнитивного и эмоционального вовлечения посетителя. С другой стороны, в этой схеме важна живая история вокруг писателя, которая может побудить читать его творчество. И здесь значение может иметь сам текст и присущая ему символическая семантика. «А может ли сам текст стать тем мемориальным предметом?» — такой риторический вопрос задаёт участникам Вера Калмыкова.

Хорошим примером решения проблемы «зияния» является Дом-музей Марины Цветаевой. Наталья Александровна Федоренко — начальник экспозиционно-выставочного отдела дома-музея — рассказала, что местные экскурсоводы часто замечают, будто «из аутентичного здесь только воздух». Действительно, рассеянность по всей России цветаевских меморий побуждает сотрудников искать другие способы для представления цветаевского наследия в самом музее, где немногочисленность личных предметов компенсируется точностью реставрации образа важных для поэтессы топосов. «Белые стены с типологическими предметами позволяют экскурсоводам выбрать самые разные темы», — так Наталья Федоренко сделала важный акцент, создающий из проблемы отсутствия вещи преимущество в виде присутствия свободы и тематического разнообразия.

Постоянно возвращаясь к реплике Дмитрия Бака об отсутствии единого рецепта, участники круглого стола обсудили способы музеефикации наследия поэтов и популяризации их творчества в условиях дисперсности коллекций. Участники круглого стола пришли к идее о культивировании подвижной модели музеефикации с обменом мемориальными предметами между различными культурными институтами, выполняющими функцию сохранения памяти. Как отметил Павел Котляр, исследованием и сохранением мандельштамовского наследия заняты пять мандельштамовских музеев (в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Фрязине и Владивостоке), Еврейский музей и центр толерантности и Мандельштамовский центр ВШЭ.

Дисперсность наследия преодолевается путем объединения усилий разных людей и институций. Идея обмена, а не концентрации в одном месте — это идея живого, изменяющегося музея, который способен стать точкой притяжения в культурном пространстве.

Текст: Софья Калинычева

Запись круглого стола доступна по ссылке

Возврат к списку



Правила посещения музея

Посещение музея возможно только при предъявлении QR-кода и документа, удостоверяющего личность. При входе на территорию музея необходимо использовать маски, а также соблюдать социальную дистанцию. Подробнее тут

Перейти по ссылке для покупки билета.

Временное закрытие Московского дома Достоевского

Уважаемые друзья!
Отдел ГМИРЛИ им. В. И. Даля «'Московский дом Достоевского» по техническим причинам будет временно закрыт для посещения 7 февраля 2023 года. Приносим свои извинения за временные неудобства!