Новости

Открылась выставка к 50-летию поэмы «Москва – Петушки»

28 марта в Доме И. С. Остроухова открылась выставка «Венедикт Ерофеев — „Москва — Петушки“ — художник Кирилл Мамонов». Посетителям представлены более 30 графических и живописных работ Кирилла Мамонова по мотивам поэмы, которая осенью этого года отметит свое пятидесятилетие. Работы художника хранятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, а также в музеях и частных коллекциях за рубежом. Однако художник отметил, что рад открыть выставку именно в стенах Музея истории российской литературы: «Это самое лучшее для нее место».

«Обидно, но обилие энтузиазма не всегда заканчивается появлением великих произведений. Я убежден, что книга Ерофеева „Москва — Петушки“ — фундаментальная вещь. Одна из немногих, если разобраться, оставшихся от эпохи 60-70-х годов», — выступил директор Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля Дмитрий Петрович Бак. Доктор филологических наук, профессор ВГИКа Валерий Ильич Мильдон добавил, что это — «одна из книг, разваливших империю, мнившую себя тысячелетней». По убеждению художника, поэма «Москва — Петушки» стоит в одном ряду с гоголевскими «Мертвыми душами»: «Это вечная книга, особенно для русских людей. Потому что она — про них». Однако многочисленные издания переводов поэмы из коллекции ГМИРЛИ, также представленные на выставке, говорят о том, что злоключения Венички интересны и за пределами нашей страны. «Представляется, что „Москва — Петушки“ очень национальное произведение, но очевидно, что поэма перешагнула границы и стала достоянием мировой культуры», — отметил заместитель директора ГМИРЛИ по научно-фондовой работе Алексей Яковлевич Невский.

Поздравить с вернисажем Кирилла Мамонова пришел легендарный мультипликатор Юрий Норштейн: «Когда входишь в зал, удивительное какое-то охватывает чувство. Как хорошо устроена выставка: она действует на тебя сразу со всех сторон, так действует алтарь. Работы повешены плотно, они образуют единую графически-цветовую систему. Шрифт, текст — все входит в поэтику изображения. И мне очень нравится, как сделаны столы-витрины: через текст. Текст работает и как графика, и как тон. Исполнение выставки достойно этой поэмы».

Выставка работает в Доме И. С. Остроухова в Трубниках до 5 мая.

Юлия Глотова

Фото: © Дмитрий Чиганчиков