+
Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  На площадках ГЛМ
  4.  «Исправный чиновник» Михаил Ломоносов. Лекция Ильи Демакова

«Исправный чиновник» Михаил Ломоносов. Лекция Ильи Демакова

17 декабря 2017 г.

Отдел: Дом-музей А.П. Чехова

Лекторий Государственного музея истории российской литературы продолжает свою работу, и 13 декабря в рамках цикла «Профдеформация» прошла лекция «Присяжный поэт: литература и служба в жизни М. В. Ломоносова». О том, как и в каких пропорциях Михаил Ломоносов совмещал научную, творческую и государственную деятельность, рассказал абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2017» Илья Сергеевич Демаков.

В многочисленных интервью, данных по случаю победы в конкурсе на звание лучшего учителя страны, Илья Демаков часто повторяет, что «нужно стремиться увидеть человека — сложного, уникального, но связанного с другими, а в каждой вещи и мысли — жизнь, частью которой они были». В школьные годы мы не раз и не на одном предмете встречались с именем Михаила Ломоносова. Из биографической справки, занимающей в учебнике не больше одного абзаца, мы запомнили, что Михаил Васильевич Ломоносов: поэт, художник, химик, геолог, историк, переводчик, физик, географ, филолог. К сожалению, у большинства знания о великом русском ученом и литераторе не выходят за рамки этого абзаца. То, что все мы находимся во власти стереотипов и часто мыслим штампами, продемонстрировал небольшой опыт, проведенный Ильей Сергеевичем. Так, все вспомнили, что Ломоносов «пришел в Москву из Архангельска с рыбным обозом», но просто не знали других не менее удивительных фактов его биографии. И даже мифологизированное в нашем сознании путешествие Михаила Ломоносова оказалось полуправдой: Илья Сергеевич уточнил, что к знаниям 19-летний юноша спешил не пешком и босиком с бедными рыбаками, а на рыбном обозе, принадлежащем его отцу, достаточно зажиточному архангельскому крестьянину, владельцу рыболовецкой артели из нескольких судов.
Такие подробности, незначительные, казалось бы, факты, и составляют исторический контекст, без знания которого, по мнению лектора, невозможно понять и оценить масштаб и сложность личности Ломоносова. Для современников основным поприщем Михаила Васильевича была литература. Многообразие его академической, предпринимательской, административной деятельности воспринималось как естественное дополнение к основному занятию. Однако сам Михаил Васильевич свои достижения на государственной службе оценивал как наиболее почетные и существенные, а автобиографические заметки подписал «статский советник Ломоносов». Научная работа, переводы, составление мозаичных картин, литературная деятельность — все это, по словам Ильи Демакова, делалось «по случаю или по прямому государственному заказу». Но важно понимать тот самый исторический контекст, особенности эпохи. XVIII век — это время глобальных перемен. До этого невозможно было переменить свое социальное положение: кем родился — тем и остался. Но и в восемнадцатом столетии способов повысить свой статус немного: счастливый случай в условиях военных действий, любовная связь (фавориты русских императриц) и куда менее распространенный пример Михаила Ломоносова, Нового человека, «self-made man». Выполнение придворных заказов и причастность к административному управлению были средствами для укрепления служебного положения, а значит, и положения в обществе. «Да, действительно, между поэтическим творчеством Ломоносова и государственной деятельностью есть жесткая связь. Нет ни одного произведения, которое было бы написано по велению муз. Но вместе с тем это не отменяет их ценности. Только показывает, что в тех условиях, когда он жил и работал, иначе было невозможно, такими были предлагаемые обстоятельства. Единственный способ работать свободно, добиваться поставленных целей — обратить на себя внимание двора. А потому все таланты, в том числе и литературные, должны быть поставлены на службу государству», — подвел итог Илья Сергеевич Демаков.

Юлия Глотова

Фото: © Тимур Гольдман

Возврат к списку



Правила посещения музея

Посещение музея возможно только при предъявлении QR-кода и документа, удостоверяющего личность. При входе на территорию музея необходимо использовать маски, а также соблюдать социальную дистанцию. Подробнее тут

Перейти по ссылке для покупки билета.