Выставка «Наследник по прямой»
Музей-квартира Ф.М. Достоевского
В.Г. Распутин. Из семейного архива писателя
Автограф писателя в деревне на Ангаре. 2009 г. Из семейного архива В.Г. Распутина
В.Г. Распутин и В.Н. Крупин на Куликовом поле. 1978 г. Из семейного архива Григорьевых
Из архивов ГАИО
С.В. Ямщиков, В.Г. Распутин, Д.С. Лихачев. Из семейного архива писателя
К 80-летию со дня рождения Валентина Григорьевича Распутина
Валентин Распутин ещё при жизни стал классиком. Его повести «Деньги для Марии» (1967), «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матёрой» (1976), «Пожар» (1985), «Дочь Ивана, мать Ивана» (2003), рассказы и очерки входят в золотой фонд русской литературы.
С первых же публикаций читатель почувствовал в его творчестве органическую связь с великой традицией русского реализма XIX века и с благодарностью признал в нём верного продолжателя художественных открытий Л.Толстого, Достоевского, Тургенева. Для прозы Распутина характерна острота
Глубокая любовь к своим героям — вне зависимости от их роли и поступков, порой не самых достойных и праведных — обличает в Распутине подлинного гуманиста, видящего и понимающего человека во всей полноте его непростой жизни, со всеми достоинствами и недостатками, подвигами и промахами. Он умеет сострадать сам и вызывать сострадание у читателей. Новая социальная реальность, исторически данная Распутину в качестве жизненного материала, заставила его подойти к исследованию традиционных «проклятых вопросов» с иных позиций, увидеть их в свете правды народной жизни. И оказалось, что революционные преобразования в социальном устройстве России, не отменили, не сделали проще проблемы, мучавшие героев Толстого и Достоевского. Более того, иные из них в условиях социалистической реальности стали ещё больнее и трагичнее. Отказ от православного мировоззрения сделал их решение трагически невозможным. Распутин заявляет об этом мужественно и честно, идя наперекор базовым постулатам советской идеологии, утверждавшей гармонию и совершенство установленного большевиками миропорядка. Крещение Распутина в 1980 году, принятое им в Ельце, близ Поля Куликова, стало естественным результатом его духовного развития как художника и мыслителя. С того времени он деятельно участвует в делах Русской православной церкви, словом и делом утверждая веру Христову в душах соотечественников.
В 1990-
Размышления Распутина о Достоевском отличаются особенной глубиной и проницательностью. Ещё в 1981 году, отвечая на вопросы академической анкеты о Достоевском, он писал: «Достоевский стоит не в ряду самых великих имён ми¬ровой литературы, впереди или позади
Выставка «Наследник по прямой. К