АФИША
Читательский клуб «Достоевский»
Достоевский задумал и начал «Хозяйку» осенью 1846 года. «Работа идет как некогда в „Бедных людях“, свежо, легко и успешно», — пишет он брату Михаилу в конце октября 1846 года. Однако, опубликованная в 1847 году в десятом и одиннадцатом номерах журнала «Отечественные записки», повесть не принесла молодому сочинителю публичного успеха. Напротив, разочаровала критику и была определена Белинским, как «что-то чудовищное», «мерзость» и «ерунда страшная». Под влиянием критики Достоевский проявил не свойственную ему литературную уступчивость, когда называл «Хозяйку» «дурной вещью». Но на пороге «великого пятикнижия», составляя в 1863–1864 годах авторский список «общего собрания сочинений», Достоевский нашел для себя обязательным подчеркнуть: «С присовокуплением „Хозяйки“». Это означало, что эстетическая самоценность повести не вызывала сомнений у зрелого Достоевского, к тому времени уже известного писателя.
Организация художественного текста «Хозяйки» невероятно сложна. Местами текст настолько «непрозрачен» и загадочен, что не поддается однозначному истолкованию (явь и видения Ордынова). В «Хозяйке» писатель впервые обнаружил творческий интерес к явлению фольклорной сказки-загадки. Народные герои повести Катерина и Мурин изъясняются между собой в иносказательной речевой манере. Характеры самих героев повести — рокового треугольника: Катерины, Мурина и Ордынова — так головоломно представлены читателю, что и точки зрения исследователей на них порою расходятся до противоположности. Опыт загадывания характера будет потом использован в «Селе Степанчикове», «Преступлении и наказании» и др.
Любовная интрига «Хозяйки» — прообраз катастрофы в отношениях между Настасьей Филипповной, Мышкиным и Рогожиным в «Идиоте». Исповедальные речи Катерины — ранний подход к трем «исповедям горячего сердца» Дмитрия Карамазова. Сюжетное противоборство, с таким размахом представленное в повести, сделается основной моделью романных сюжетов. Бесспорно и общее положение: психологическая и речевая разработка характеров, взятых из самой гущи народа, выявила и утвердила у Достоевского глубокое народное чувство, и это имело для писателя далеко идущие творческие последствия (духовная преданность идее «почвы»). В. Н. Захаров назвал повесть «идеологическим и стилистическим экспериментом Достоевского».
Ведущие: Ольга Сахник, Инга Дробышевская