АФИША

Цикл лекций «Классика сквозь призму современного русского романа»

Музейный центр «Зубовский, 15»

Адрес
Москва, Зубовский бульвар, д. 15, строение 1
«Парк культуры»
График работы
ВТ, ПТ, СБ, ВС 11:00–18:00 (касса до 17:30)
СР, ЧТ 11:00–21:00 (касса до 20:30)
ПН Выходной день

Доступна

по средам в 19:00

2 ноября, 16 ноября, 30 ноября, 14 декабря, 28 декабря 2022

Хорхе Луис Борхес в эссе «Четыре цикла» свёл мировую литературу к четырём основным сюжетам: оборона города, возвращение домой, поиск и самоубийство бога. Историй и сюжетов, вероятно, всё-таки больше, но в чём-то Борхес прав. Сквозь любую современность просвечивает прошлое. Текстов без корней не существует.

На лекциях мы поговорим о корнях российской прозы последнего десятилетия. Цикл не претендует на полный охват проблемы, а выбор текстов для разговора многим покажется произвольным. Но такой неограниченный программой подход позволит охватить неожиданные и полезные для понимания нашей современности идеи.

Цикл лекций прочтет Сергей Шаулов, заведующий отделом ГМИРЛИ имени В. И. Даля «Дом-музей М. Ю. Лермонтова», кандидат филологических наук, автор статей, учебных пособий и книг по истории русской литературы.

Стоимость:
1250 рублей за цикл (5 лекций)

Купить абонемент

350 рублей за одну лекцию


Адрес: Зубовский бульвар д. 15, с.1

2 ноября 2022, 19:00
Робинзон на Соловецких островах
(Захар Прилепин, «Обитель»)

Нашумевший роман Прилепина — не только исторический, его вполне можно рассматривать как историю самопознания и самовоспитания. Классический образец такого сюжета — робинзонада. Она дает автору романа возможность поддерживать внешнюю интригу (основа этой интриги — выживание), не теряя из поля зрения рефлексию и постепенное развитие героя. В лекции будет показано, как этот сюжет используется Прилепиным и какие тексты русской классики стали посредниками между писателем нашего времени и автором «Робинзона Крузо».

Купить билет

16 ноября 2022, 19:00
Золушка и ее одиссея
(Гузель Яхина, «Зулейха открывает глаза»)

Почти любая современная история об обретении женской самодостаточности и/или женского счастья так или иначе варьирует сюжет Золушки. Это — один из штампов современной массовой культуры. Гузель Яхина, однако, совместила историю женского пробуждения с одиссеей (то есть путешествием в поисках Дома), наложив ее на трагические реалии раннесоветской истории. Из лекции посетители Дома Любощинских-Вернадских узнают, как «сшиты» в романе две этих истории и почему иногда «швы» между ними расходятся.

Купить билет

30 ноября 2022, 19:00
Повесть о положительно прекрасном человеке
(Валерий Залотуха, «Свечка»)

Этот роман не снискал бурной массовой популярности, скорее всего, — из-за своих размеров. Два тома по тысяче страниц каждый — не совсем то, к чему привык современный читатель. Однако того, кто осилит эту глыбу, ожидает награда — не только эстетическое удовольствие (при том, что описаны в этом романе порой весьма некрасивые вещи), но и обретение основы для оптимизма по поводу человечества. Не раскрывая карты, скажем, что роман Залотухи — наиболее удачная попытка изобразить «положительно прекрасного человека» со времен «Идиота».

Купить билет

14 декабря 2022, 19:00
Жизнь между строк
(Макс Фрай)

Сюжет литературной карьеры любого писателя задним числом всегда «прочитывается» сквозь призму его творчества. Особенно в тех случаях, когда писатель сам себя сочиняет параллельно своим же текстам. В этом вопросе Макс Фрай — крупнейший специалист из ныне живущих.

В этой лекции разговор пойдёт о том, как сэр Макс выстроил мир по своему образу и подобию на обломках советской литературной сказки, плутовского романа и просветительской утопии. И ещё, разумеется, о том, почему Фрай это не фэнтези.

Купить билет

28 декабря 2022, 19:00
Платон как современный фантаст
(романы Сергея Лукьяненко и не только его)

Было бы странно думать, что так называемая «массовая» литература, в отличие от «настоящей» существует по каким-то другим законам. Даже беглый обзор позволяет выделить в ней два ключевых, повторяющихся независимо от автора свойства.
Первое: представление о мире, который даётся нам в ощущениях, как об иллюзии, мороке, сквозь который надо прорваться к пониманию настоящего положения дел. И второе: практически всегда оказывается, что основная масса человечества управляется малым числом людей, обладающих сверхзнанием, сверхспособностями и т. д. Обе идеи — наследие древнегреческого философа Платона. Как они вдруг стали актуальны для современного массового читателя и какими путями проникли в фантастику — будет рассказано на лекции.

Купить билет

Доступна

по средам в 19:00

2 ноября, 16 ноября, 30 ноября, 14 декабря, 28 декабря 2022

Хорхе Луис Борхес в эссе «Четыре цикла» свёл мировую литературу к четырём основным сюжетам: оборона города, возвращение домой, поиск и самоубийство бога. Историй и сюжетов, вероятно, всё-таки больше, но в чём-то Борхес прав. Сквозь любую современность просвечивает прошлое. Текстов без корней не существует.

На лекциях мы поговорим о корнях российской прозы последнего десятилетия. Цикл не претендует на полный охват проблемы, а выбор текстов для разговора многим покажется произвольным. Но такой неограниченный программой подход позволит охватить неожиданные и полезные для понимания нашей современности идеи.

Цикл лекций прочтет Сергей Шаулов, заведующий отделом ГМИРЛИ имени В. И. Даля «Дом-музей М. Ю. Лермонтова», кандидат филологических наук, автор статей, учебных пособий и книг по истории русской литературы.

Стоимость:
1250 рублей за цикл (5 лекций)

Купить абонемент

350 рублей за одну лекцию


Адрес: Зубовский бульвар д. 15, с.1

2 ноября 2022, 19:00
Робинзон на Соловецких островах
(Захар Прилепин, «Обитель»)

Нашумевший роман Прилепина — не только исторический, его вполне можно рассматривать как историю самопознания и самовоспитания. Классический образец такого сюжета — робинзонада. Она дает автору романа возможность поддерживать внешнюю интригу (основа этой интриги — выживание), не теряя из поля зрения рефлексию и постепенное развитие героя. В лекции будет показано, как этот сюжет используется Прилепиным и какие тексты русской классики стали посредниками между писателем нашего времени и автором «Робинзона Крузо».

Купить билет

16 ноября 2022, 19:00
Золушка и ее одиссея
(Гузель Яхина, «Зулейха открывает глаза»)

Почти любая современная история об обретении женской самодостаточности и/или женского счастья так или иначе варьирует сюжет Золушки. Это — один из штампов современной массовой культуры. Гузель Яхина, однако, совместила историю женского пробуждения с одиссеей (то есть путешествием в поисках Дома), наложив ее на трагические реалии раннесоветской истории. Из лекции посетители Дома Любощинских-Вернадских узнают, как «сшиты» в романе две этих истории и почему иногда «швы» между ними расходятся.

Купить билет

30 ноября 2022, 19:00
Повесть о положительно прекрасном человеке
(Валерий Залотуха, «Свечка»)

Этот роман не снискал бурной массовой популярности, скорее всего, — из-за своих размеров. Два тома по тысяче страниц каждый — не совсем то, к чему привык современный читатель. Однако того, кто осилит эту глыбу, ожидает награда — не только эстетическое удовольствие (при том, что описаны в этом романе порой весьма некрасивые вещи), но и обретение основы для оптимизма по поводу человечества. Не раскрывая карты, скажем, что роман Залотухи — наиболее удачная попытка изобразить «положительно прекрасного человека» со времен «Идиота».

Купить билет

14 декабря 2022, 19:00
Жизнь между строк
(Макс Фрай)

Сюжет литературной карьеры любого писателя задним числом всегда «прочитывается» сквозь призму его творчества. Особенно в тех случаях, когда писатель сам себя сочиняет параллельно своим же текстам. В этом вопросе Макс Фрай — крупнейший специалист из ныне живущих.

В этой лекции разговор пойдёт о том, как сэр Макс выстроил мир по своему образу и подобию на обломках советской литературной сказки, плутовского романа и просветительской утопии. И ещё, разумеется, о том, почему Фрай это не фэнтези.

Купить билет

28 декабря 2022, 19:00
Платон как современный фантаст
(романы Сергея Лукьяненко и не только его)

Было бы странно думать, что так называемая «массовая» литература, в отличие от «настоящей» существует по каким-то другим законам. Даже беглый обзор позволяет выделить в ней два ключевых, повторяющихся независимо от автора свойства.
Первое: представление о мире, который даётся нам в ощущениях, как об иллюзии, мороке, сквозь который надо прорваться к пониманию настоящего положения дел. И второе: практически всегда оказывается, что основная масса человечества управляется малым числом людей, обладающих сверхзнанием, сверхспособностями и т. д. Обе идеи — наследие древнегреческого философа Платона. Как они вдруг стали актуальны для современного массового читателя и какими путями проникли в фантастику — будет рассказано на лекции.

Купить билет