+
Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Афиша
  3.  Лекторий «Стокгольмский синдром», второй сезон

Лекторий «Стокгольмский синдром», второй сезон

Дом Любощинских — Вернадских

Самые известные женщины — лауреаты Нобелевской премии по литературе

Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля продолжает лекторий «Стокгольмский синдром» о лауреатах Нобелевской премии по литературе.

Нобелевская премия по литературе — больше, чем литературная премия. Выбор Нобелевского комитета — это реакция на изменения в мире, а номинанты отражают не только литературный процесс, но и актуальную общественную картину. В лектории мы расскажем о самых известных лауреатах разных лет: вспомним русских нобелиатов, расскажем о самых интересных лауреатах-женщинах, а также о писателях, примечательных своими антирекордами — они номинировались на премию неоднократно (один из них девять раз), но в Стокгольмский концертный зал так и не были приглашены.

Последние пять лет мы наблюдаем гендерный баланс в выборе Нобелевского комитета: трое из шести лауреатов были женщинами. В 2020 году лауреатом премии стала поэтесса Луиза Глюк, в 2018 году — Ольга Токарчук, а в 2015-м — писательница Светлана Алексиевич. За всю историю премию вручали женщинам только 15 раз, и больше половины номинанток были отмечены лишь после 1991 года. Во втором сезоне лектория «Стокгольмский синдром» мы предлагаем вам вспомнить имена самых известных женщин-лауреатов премии, которые стали новаторами и даже в каком-то смысле революционерами в своём деле.

Куратор проекта — Алёна Гусарова, отдел проектов ГМИРЛИ имени В. И. Даля.

Стоимость билета: 350 руб.

Расписание:

15 сентября, 19.30. Великая Сельма Лагерлёф: в 1909 году лауреатом Нобелевской премии по литературе впервые стала женщина.

Скандинавист и переводчик Ольга Дробот расскажет о творчестве Сельмы Лагерлёф (1858 — 1940), о новых переводах её ключевых произведений, о её жизни, её отце и Морбакке и о том, какую Нобелевскую речь она произнесла.

Лектор: Ольга Дробот, кандидат филологических наук, специалист по скандинавской литературе, известный переводчик, лауреат премий Чуковского, «Мастер» и IBBY.

Купить билет

22 сентября, 19.30. Элис Манро — домохозяйка, которая писала рассказы.

Элис Манро (р. 1931) стала первой канадской писательницей, которая получила Нобелевскую премию по литературе. Как жене и матери троих детей удалось достичь такого успеха? В нашей лекции мы поговорим о литературном процессе англоязычной Канады, о судьбах женщин в рассказах писательницы, коснемся проблемы национальной идентичности и особенностей новеллистики Манро, которые делают её именно канадским автором.

Лектор: Ольга Федосюк, литературовед, переводчик, член правления Российского общества изучения Канады.

Купить билет

29 сентября, 19.30. Луиза Глюк: университетский поэт в борьбе за чистоту вдохновения.

Присуждение Нобелевской премии Луизе Глюк (р. 1943) стало неожиданностью для многих почитателей поэзии и изменило взгляд на её творчество: в тихой камерной поэзии читатели разглядели вызов и открытость мировой культуре. На лекции мы разберемся, как устроены стихи Луизы Глюк, к каким традициям они принадлежат и как по-новому заставляют воспринимать привычные понятия любви, дружбы, культуры, религии и другие. Поэзия Луизы Глюк — это новые опыты вдохновения, и мы подумаем, почему эта вроде бы интеллектуальная поэзия на самом деле созвучна новейшим поискам запоминающейся образности во всём мире.

Лектор: Александр Марков, литературовед, культуролог, доктор филологических наук, профессор.

Купить билет

6 октября, 19.30. «Игры в темноте»: чёрное и белое в литературном воображении Тони Моррисон.

Тони Моррисон (1931 — 2019) — первый афроамериканский автор, получивший Нобелевскую премию, писательница, «которая в своих полных мечты и поэзии романах оживила важный аспект американской реальности». В своем творчестве она не просто стремилась исследовать роль афроамериканцев в США. Свою миссию она видела в пересоздании духовных основ американской цивилизации: индивидуализм, культ мужественности и одержимость насилием — результат разрушительного чувства вины и болезненного самоутверждения перед лицом отверженных, тех, кем пожертвовали во имя великой Американской мечты. «Раса», «тень», «темнота», «белизна» у Тони Моррисон стали метафорами, которые, как она считала, закладывают новые контуры литературной карты Америки.

Лектор: Ольга Панова, доктор филологических наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы РАН.

13 октября, 19.30. Светлана Алексиевич: литература свидетельства на перекрёстке этики и эстетики.

Современная читательская оптика позволяет увидеть в произведениях Нобелевского лауреата Светланы Алексиевич (р. 1948) нечто большее, чем просто совокупность интервью. Эти тексты стали для современного читателя местом проблематизации этических и эстетических установок. Что мы готовы, а что не готовы считать «настоящей литературой»? Где граница вмешательства писателя, если он пишет о живых людях и от имени живых людей? Каков статус самого акта обнародования услышанного — в той форме, которую Алексиевич ему придает? На что вообще имеет право искусство по отношению к жизни? Чтобы ответить на эти вопросы, мало рассматривать только литературную составляющую творчества писательницы. Поэтому на лекции творчество Алексиевич будет проанализировано с трёх позиций: во-первых — как позднесоветский и постсоветский литературный проект, во-вторых — как исследование homo soveticus и в-третьих — как современный этический кейс. Наложение этих рамок позволит понять её творчество как сложное, глубокое и очень современное явление.

Лектор: Евгения Вежлян (Воробьева), кандидат филологических наук, доцент РГГУ, литературный критик, поэт.


Возврат к списку