АФИША
Лермонтовский семинар на Малой Молчановке
Лекция Сергея Шаулова «„Биография“ стихотворений Лермонтова „Кинжал“ и „Поэт“»
Кинжал, привезенный поэтом из кавказской ссылки, — может быть, самая наглядная предметная «иллюстрация» лермонтовского текста. Проблематичная история этого кинжала отражается и в удвоении его поэтической «биографии» в стихотворениях «Кинжал» и «Поэт». В обоих шедеврах кинжал превращен в фокус поэтической рефлексии, но при этом сохраняет свою вещественную природу (в отличие, например, от стихотворения «Как небеса твой взор блистает…», где «красавец сечи» — лишь традиционный поэтический атрибут «жизни бранной и мятежной»).
Лекция посвящена тому, как совмещаются предметный и символический аспекты образа. В «Кинжале» образ становится поводом для поэтической декларации, отчасти в духе романтической балладной традиции. В стихотворении «Поэт» Лермонтов добивается парадоксального эффекта: подчеркивая вещественность, «историчность» своего кинжала, даже прозаизируя образ, он в то же время достигает той степени философского обобщения, которая обнаруживается в его поздних программных текстах («Дума», «Журналист, читатель и писатель»). При этом на фоне ближайшего поэтического контекста («Клинок»
Читает Сергей Шаулов, старший научный сотрудник музея, кандидат филологических наук.
Вход свободный (без посещения постоянной экспозиции)
ул. Малая Молчановка, 2
Лекция Сергея Шаулова «„Биография“ стихотворений Лермонтова „Кинжал“ и „Поэт“»
Кинжал, привезенный поэтом из кавказской ссылки, — может быть, самая наглядная предметная «иллюстрация» лермонтовского текста. Проблематичная история этого кинжала отражается и в удвоении его поэтической «биографии» в стихотворениях «Кинжал» и «Поэт». В обоих шедеврах кинжал превращен в фокус поэтической рефлексии, но при этом сохраняет свою вещественную природу (в отличие, например, от стихотворения «Как небеса твой взор блистает…», где «красавец сечи» — лишь традиционный поэтический атрибут «жизни бранной и мятежной»).
Лекция посвящена тому, как совмещаются предметный и символический аспекты образа. В «Кинжале» образ становится поводом для поэтической декларации, отчасти в духе романтической балладной традиции. В стихотворении «Поэт» Лермонтов добивается парадоксального эффекта: подчеркивая вещественность, «историчность» своего кинжала, даже прозаизируя образ, он в то же время достигает той степени философского обобщения, которая обнаруживается в его поздних программных текстах («Дума», «Журналист, читатель и писатель»). При этом на фоне ближайшего поэтического контекста («Клинок»
Читает Сергей Шаулов, старший научный сотрудник музея, кандидат филологических наук.
Вход свободный (без посещения постоянной экспозиции)
ул. Малая Молчановка, 2