Новости

Русский дада в Мадриде

6 июня 2018

Выставка «Русский дада. 1914–1924» (Dada ruso, 1914–1924) открывается в Национальном музее «Центр искусств королевы Софии» (Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía) в Мадриде. Это масштабный международный проект, в котором наряду с крупнейшими музеями и собраниями России и Европы принимает участие ГМИРЛИ имени В. И. Даля. На площади шестнадцати залов музея размещены около пятисот экспонатов: сорок из них приехали из нашего музея. В числе самых знаменитых работ — эскизы декораций В. В. Маяковского к «Мистерии-буфф» (1919). Кроме того, впервые выставляемый шарж «Футуризм в деревне» (1914) стал брендом выставки, оказавшись на фасадных баннерах Рейна-Софии.

Слово «дада», что в переводе с языка одного из африканских племен означает «хвост коровы» и одновременно напоминает лепет младенца, когда-то вдохновило поэта Тристана Тцара назвать так авангардное движение европейских художников, отрицавших принятые эстетические каноны и устройство мира, которое привело народы к мировой бойне. И хотя дело не в названии, а в протестной сути нового искусства, напомним, что выставка «Ослиный хвост» (1912), организованная в Москве лидерами русского примитивизма М. Ф. Ларионовым и Н. С. Гончаровой, не менее громко взрывала вкусы буржуазной публики в России. Концепция доктора искусствоведения Маргариты Мастерковой-Тупицыной, российско-американского куратора выставки, предлагает увидеть русский авангард, традиционно рассматриваемый в связке с итальянским футуризмом, в более широком европейском контексте.

С Маргаритой мы познакомились на международной конференции «100 раз ДАДА» в Государственном институте искусствознания (2016), ее внимание к нашей коллекции авангарда стало основой дальнейшего сотрудничества и взаимного интереса. Так сложился хороший творческий контакт, который был поддержан директорами музеев Дмитрием Баком и Мануэлем Борха-Виллелем (Manuel Borja-Villel) решением о сотрудничестве. Взаимодействие между ГМИРЛИ имени В. И. Даля с музеем Рейна-София осуществляли Маргарита Година и Летиция Састре (Leticia Sastre), регулируя юридическую деятельность музейных служб, документационное обеспечение выставки, осуществление транспортировки предметов. В подготовке документации и выдачи материалов участвовали хранитель Дарья Решетникова и сотрудники отдела учета под руководством главного хранителя музея Дарьи Кавериной. Реставрацию предметов блестяще осуществили Анна Шипова и Юлия Некрасова, направляемые внимательным оком Александры Белановской. На мою долю выпало присутствовать при монтаже выставки, испытывая громадное удовольствие от того, что в залах музея Рейна-София с великой «Герникой» соседствует теперь и наш Маяковский! Благодарим коллег за участие и надеемся, что эта выставка послужит дальнейшему развитию наших международных контактов.

Заведующая отделом «Музей истории литературы ХХ века»
Л. К. Алексеева