Новости
В пятый раз вручена премия «Московский наблюдатель»
26 декабря 2017
На чем висит балерина?
«Когда пять лет назад мы объявили о создании премии „Московский наблюдатель“, то и не предполагали, что протянем так долго» — честно признался координатор проекта «Культурная инициатива» Юрий Цветков, открывая полуюбилейную церемонию награждения в клубе «Дача на Покровке». Премия, которую поддерживает Государственный литературный музей, не просто «протянула» — награда, присуждаемая журналистам и критикам, активно откликающимся на актуальные события текущей литературной жизни Москвы и России и анализирующим тенденции развития современной поэзии и прозы, похоже, уже существует дольше, чем давший ей имя славянофильский журнал XIX века. И не просто существует, а развивается, осваивая новые форматы.
Гостям «Дачи на Покровке» представили сборник первого сезона премии. Выпущенная издательством «Литературный музей» книга, несомненно, будет интересна и участникам сегодняшнего литературного процесса, и специалистам — культурологам и историкам литературы. Издание снабжено серьезным научным аппаратом, статьи — отчеты о литературных вечерах и мероприятиях — располагаются в хронологическом порядке, отражая присущую «Московскому наблюдателю» философию живой летописи. Ответственный редактор сборника Надежда Николаева рассказала собравшимся о работе над книгой: процесс подготовки материалов оказался чуть ли не интереснее результата. «Причесывание» текстов, до этого существовавших в интернете, помогло лучше очертить контуры трудноуловимого
Гость церемонии Лев Рубинштейн вспомнил, как и сам в
В
Членами жюри в этом году выступили поэты и критики Кирилл Корчагин, Леонид Костюков, Дмитрий Кузьмин и первый лауреат «Московского наблюдателя» Геннадий Каневский, заменивший на почетном посту ушедшего из жизни в апреле 2017 года Кирилла Ковальджи. Присутствовавшие на церемонии Каневский и Корчагин поделились своими впечатлениями о премиальной работе — номинировании и оценке участников. Каневский признался, что, внимательно ознакомившись с принципами отбора кандидатов, решил, что хочет «выбрать тех, кто пишет
Юрий Цветков, рассказывая о статье Нади Делаланд, вспомнил, как однажды рассуждал с Геннадием Каневским о том, что ближе поэзии по духу — опера или балет, а потом пересказал этот разговор Михаилу Айзенбергу. Тот, подумав, сказал, что, на его взгляд, балет все же больше напоминает поэзию: балерина подпрыгивает, зависает в воздухе — и непонятно, на чем она держится. Так же висит и удивительным образом держится на воздухе истинная поэтическая строка. По мнению Цветкова, именно эти свойства поэзии Айзенберга удалось отобразить в своей статье Делаланд.
И если вдуматься, этот образ можно применить и к самому «Московскому наблюдателю», выхватывающему из жизненного «воздуха» и запечатлевающему для людей немассовый литературный процесс начала XXI века — подчас такой труднопостигаемый и эфемерный.
Пятерым финалистам — Виктории Гендлиной, Алле Горбуновой, Наде Делаланд, Александру Курбатову и Екатерине Симоновой — достались денежные призы размером 4 000 рублей. Главным победителем и обладателем 50 000 рублей стал Андрей Тавров. О своих впечатлениях лауреат сказал без прикрас: «Я просто пошел на поэтический вечер, посидел в хорошей компании, послушал замечательные стихи, пообщался с молодыми поэтами, получил огромное удовольствие — и за это удовольствие получил еще одно удовольствие».
Мария Мельникова
Фото: © Марианна Власова
СМИ о событии
В столице выбрали «московских наблюдателей» (портал «Год литературы»)
Вручена премия «Московский наблюдатель» (Colta.ru)
Андрей Тавров стал лауреатом «Московского наблюдателя» (Гррький Медиа)