Новости

Первые Эйхенбаумовские чтения в Государственном литературном музее

13 апреля 2017

…пора заговорить о литературе
Б.М. Эйхенбаум, «Литературный быт»

Эйхенбаумовские чтения в Государственном литературном музее были задуманы в 2016 году, когда отмечалось 130-летие со дня рождения выдающегося литературоведа. Наконец, в апреле их удалось провести в двух отделах ГЛМ, Доме И. С. Остроухова в Трубниках и Доме-музее М. Ю. Лермонтова, где собрались начинающие и состоявшиеся исследователи из разных стран и городов России. Своеобразным motto конференции стала цитата из важнейшей работы Эйхенбаума «Литературный быт». Взгляды, отразившиеся здесь, принципиальны для работы в литературном музее, где можно увидеть изнанку творчества, внелитературные факты, влияющие на процесс создания произведения и становление репутации.

Конференция открылась 7 апреля в Доме И. С. Остроухова. «Этот выдающийся ученый создал научно-популярные труды, в том числе, о творчестве Толстого и Лермонтова, в Доме-музее которого пройдет второй день нашей конференции», — сказал на открытии конференции директор Гослитмузея Д. П. Бак. Координатором конференции стала Кристина Сарычева, научный сотрудник ГЛМ.

Первая половина дня была посвящена теме «Формализм и школа Б. М. Эйхенбаума». Лекцию, посвященную биографии и развитии концепции ученого «Слон со скрипкой: быт и бытие Бориса Эйхенбаума», прочел Александр Марков (Москва, профессор РГГУ). О друге и коллеге Эйхенбаума В. А. Чудовском, в свое время близком к символизму, рассказала на Елена Куранда (Санкт-Петербург, независимый исследователь, кандидат филологических наук). Затем в рамках темы «Литературный быт ХХ века» на конференции со своими докладами выступали молодые ученые. Алена Тамаровская (Санкт-Петербург, РГПУ им. А. И. Герцена) говорила о значении тактильной образности при формировании лирических сюжетов в поэзии О. Э. Мандельштама, вызвав дискуссию о том, что следует называть «тактильной образностью». Александра Пахомова (Санкт-Петербург, СПбГУ) в своем докладе «Объединение эмоционалистов: Механизмы формирования и функционирования (К изучению литературного быта 1920-х гг.)» говорила о том, каким образом происходило оформление группы единомышленников в литературную группу, какие механизмы формирования задействовались, как группа заявляла о себе в литературном поле и какие использовала стратегии репрезентации. Алла Бурцева (Москва, независимый исследователь) говорила о стратегии заглавия в советском коллективном писательском сборнике (на примере альманаха «Айдинг-гюнлер»). В докладе советский коллективный писательский сборник рассматривался как художественное целое с точки зрения „заглавных стратегий“. Предметом исследования стал альманах к 10-летию Туркменистана «Айдинг-гюнлер» 1934 года. Заглавия рассматриваются в соотнесении с жанровыми подзаголовками и общей композицией альманаха. Ставится вопрос о мотивировке выбранной композиции, о доле авторской и редакторской интенций. В сообщении Дмитрия Бреслера (Санкт-Петербург, к.ф.н., независимый исследователь) «Опытный поэт Рюрик Ивнев: стратегии авто-репрезентации (1910-е — 1970-е годы)» показал, что стихи Рюрика Ивнева, считавшиеся в 1910-е гг. эпигонством, после революции удачно вписались в сложившуюся советскую поэтическую традицию.

Вторая половина дня была посвящена истории русской публицистики и журналистики. Молодой специалист из Бразилии Жулиана Алмейда (Университет Сан-Паулу) выступила с докладом на английском языке Philosophy of History in A. Herzen’s „My Past and Thoughts“, в котором проследила философско-исторические идеи в «Былом и думах» Герцена. Активный участник всех дискуссий Алексей Козлов (Новосибирск, НГПУ) выступил с сообщением «Литература, от которой пахнет литературой»: К вопросу о литературной репутации М. В. Авдеева», в котором говорил об Авдееве, беллетристе, подражавшем Лермонтову и выстраивавшем свой писательский путь именно по линии эпигонства. Во время дискуссии обсуждался вопрос о том, стоит ли изучать литературу второго ряда наряду с классической и какой исследовательский инструментарий у нас для этого есть. Мария Алесина из Университета Гента (Бельгия), участница международного проекта по изучению истории журналов о моде, которые издавались женщинами в XIX веке в Европе, выбрала для своего исследования Россию, где в Москве и Санкт-Петербурге было много подобных изданий. Этому и был посвящен ее доклад: «Женщины-издатели и журналы мод в России 1850—1920-х гг.». С точки зрения Марии, женщины со второй половины XIX в. через журналы мод оказывают влияние на общественное мнение и таким образом участвуют в общественной жизни. При этом роль редактора журнала оказывается аналогичной роли хозяйки салона. Завершился первый день конференции выступлением Алины Ершовой (Красноярск, КГПУ им. В. П. Астафьева). Она представила свое исследование: «Изучение биографии писателя Н. Э. Гейнце в период пребывания в Енисейской губернии (1881—1884). Анализ сборника «Петербург и Сибирь».

8 апреля конференция продолжилась в Доме-музее М. Ю. Лермонтова и была посвящена творчеству поэта и его восприятию в критике и поэзии XIX—XX вв. Второй день конференции открылся докладом Екатерины Кузнецовой (аспирант ИМЛИ РАН), посвященным лермонтовским реминисценциям в произведениях А. А. Блока и Андрея Белого, воспринятым сквозь призму картин и иллюстраций Врубеля. Анна Арсентьева (Казань, Казанский (Приволжский) федеральный университет) говорила о психологической дипластии в драме М. Ю. Лермонтова «Странный человек» и его романе «Княгиня Лиговская». Ирина Артамонова (Москва, Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова) анализировала лермонтовскую эпитафию Наполеону и говорила о реминисцентной семантике в этом стихотворении. Оживленную дискуссию вызвал доклад Дарьи Терехиной (Казань, Казанский (Приволжский) федеральный университет) «Лермонтовский миф в женском зеркале». Алина Бодрова (старший преподаватель НИУ ВШЭ, научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский дом) прочла лекцию «Раннее литературное окружение Лермонтова», которая была посвящена двум сюжетам, связанным с ранними годами творчества поэта. С одной стороны, речь шла о не до конца отрефлектированных литературных связях Лермонтова с творчеством Федора Глинки, стихи которого активно печатал в журнале «Галатея» учитель Лермонтова С. Е. Раич, с другой – о генезисе «бородинских текстов» Лермонтова. Как показала исследовательница, этот сюжет впервые был намечен поэтом во франкоязычном учебном сочинении «Le champ de Borodino», которое, скорее всего, было написано еще в пансионские годы и обнаруживает близкие текстовые переклички как с «Полем Бородина», так и с хрестоматийным стихотворением «Бородино».

После лекции продолжилась серия докладов. Елизавета Тимофеева (Москва, НИУ ВШЭ) прочитала доклад «Лермонтов в восприятии Гумилева», Анна Никогосян (Уфа, БГПУ им. М. Акмуллы) представила сообщение на тему «Особенности интерпретации традиций М. Ю. Лермонтова в лирике О. Э. Мандельштама». Виолетта Арстанова (Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова) рассказала о работах Б. М. Эйхембаума, посвященных лирике М. Ю. Лермонтова. Елизавета Зенова (Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова) представила презентацию: «Между критикой и наукой: исследовательская традиция Б. М. Эйхенбаума в восприятии И. Б. Роднянской».

В период работы конференции участники имели возможность познакомиться с двумя отделами музея и послушать экскурсии ведущего научного сотрудника ГЛМ Г. С. Зобина по выставке «Двенадцать. Русские писатели как зеркало революции 1917 года», а также научного сотрудника ГЛМ Д. В. Спевякиной по Дому-музею Лермонтова.

В следующем году ГЛМ предполагает издать «Эйхенбаумовский сборник», в который войдут статьи участников конференции и других исследователей. Прием статей будет осуществляться до 30 сентября включительно.

Константин Чупринин

Фото: © Дмитрий Чиганчиков, Иван Бевз