Новости
В Москве прошёл конкурс чтецких работ имени Я.М. Смоленского
11 апреля 2021
- Александр Антипенко, лауреат гран-при конкурса и Е.В. Князев
- Николай Шувалов, лауреат 2 премии
- Руслан Абитов, лауреат премии имени А.И. Генесина
- Глеб Ромашевский, лауреат 3 премии
- Денис Корноух и София Яруллина, лауреаты 3 премии
- Е.В.Князев и Н.Л. Ковалёва открывают конкурс
- И.П. Купченко и Е.В. Князев объявляют об учреждении гран-при конкурса
- Лекция Э.Д. Орлова в Доме актера1
- Слушатели лекции Э.Д. Орлова
- Участники дискуссии о современной литературе Д.П. Бак и М.С. Брусникина
- Участники дискуссии о современной литературе
С 5 по 7 апреля 2021 года в Учебном театре Высшего театрального училища (института) имени
В жюри конкурса вошли известные педагоги и мастера художественного слова, представители ведущих театральных школ России Антонина Кузнецова (ГИТИС), Наталья Штода (ВТУ имени
Из нескольких десятков талантливых молодых актеров из Москвы, Казани, Ярославля, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Воронежа, Саранска, Саратова и Самары жюри предстояло отобрать лишь семерых. Студенты и их педагоги выбирали для своих работ не только проверенную классику — произведения
Большинством голосов члены жюри присудили
По итогам голосований первая премия была присуждена Сергею Барышеву (ВТУ имени
Премии имени
Вторую премию разделили Анастасия Белова (
Третью премию получили Алексей Евсеев (Российская государственная специализированная академия искусств), представивший языком жестов рассказ
Полный список дипломантов и лауреатов XXIII Конкурса имени
Традиционно конкурс включает, помимо прослушиваний,
Участники дискуссии пытались определить, что включает в себя понятие «современная литература», является ли главным обращение авторов к актуальным или вневременным темам, Как отметил Дмитрий Бак, «наиболее актуальное тематически быстро, стремительно устаревает. Никто не знает, что будет актуальным. На фоне советского канона всё отличающееся было актуальным, важным. Сейчас не так. Всё тематически и по форме новое быстро становится мейнстримом, серийным, воcпроизводимым массово».
«Для театра, — призналась Марина Брусникина, — в первую очередь интересны новые темы, новые формы, новый угол зрения, чаще всего неожиданный, парадоксальное мышление автора, явленное в тексте».
Отдельный блок дискуссии был связан с графоманской литературой. Перед участниками был поставлен вопрос: как отличить подлинную литературу от увлечения самим процессом писания? Парадоксальный вывод Дмитрия Бака: «графоманский текст — это и есть подлинная (искренняя) литература» привёл к размышлениям о принципах отбора и об отсутствии канона современной литературы. Да, различные литературные премии позволяют отследить некоторые тенденции, но множество платформ для обнародования текста, появившихся в настоящее время — губительны. «Исчез институт эксперта, критика. И если говорить о поэзии и прозе, то остаётся ориентироваться не на толстые журналы, как это было прежде, а на авторитетные поэтические серии и определённые издательства», — посетовал Дмитрий Бак.
Михаил Швыдкой призвал ориентироваться в отборе литературы для представления на сцене на собственное чутьё, но это чутьё, как отметили собравшиеся, должно опираться на общую начитанность, знание образцов классической литературы, чувство языка и стиля. Знакомство с классикой позволяет лучше выявить новаторство или, напротив, беспомощность некоторых современных текстов.
Как заметила Марина Брусникина (и с ней согласились все участники дискуссии), «канон уничтожен, и это происходит во всех сферах искусства, в том числе в театре».
7 апреля в Доме актёра состоялась встреча с заместителем директора ГМИРЛИ имени
В собрании ГМИРЛИ немало воспоминаний родственников, друзей и знакомых Чехова, благодаря которым можно получить представление о событиях минувшего. Как отметил Эрнест Орлов, «воспоминания — единственный источник нашего знания о том, как говорил Чехов, как смеялся, как общался с людьми, как работал, какие привычки ему были свойственны. Впрочем, воспоминание — это всегда реконструкция виденного ранее, всегда некоторый домысел, а иногда и вымысел. Мемуары о Чехове, многие из которых стали появляться в печати сразу после смерти писателя, таят в себе удивительные противоречия. О писателе размышляют разные люди, знавшие его в разные годы, видевшие в разных состояниях и настроениях».
Сегодняшний образ Чехова — с многочисленными наслоениями мифологии и мифотворчества, чему виною приблизительность и относительность, а также нежелание наших современников доискаться до факта, — сильно искажён и упрощён. Но приближает ли нас к Чехову его частое присутствие на сцене и на экране? Помогает ли нам всё растущая литература о писателе? В этом как раз и разбирались участники встречи.
Текст: Лев Невский
Фотографии предоставлены Театральным институтом имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова