Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  Подробнее о музейных событиях
  4.  Открылась выставка «Литературные войны...»

Открылась выставка «Литературные войны...»

21 Февраля 2019 г.

Отдел: Дом И.С. Остроухова в Трубниках

19 февраля в Доме И. С. Остроухова открылась «одна их главных выставок пятилетия», — так директор Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля Дмитрий Петрович Бак назвал выставочный проект «Литературные войны 1920–1930-х годов: РАПП и попутчики». Выставка впервые реконструирует основные этапы и закономерности «огосударствления» литературы, превращения одного из «вольных искусств» в «отрасль духовного производства».

Вечер начался с минуты молчания в память Анны Эмильевны Рудник, заведующей Домом И. С. Остроухова, ушедшей из жизни накануне вернисажа. На ее счету — сотни легендарных выставочных проектов, среди которых теперь и «Литературные войны». Эта выставка стала ее последней работой, увидеть результат которой ей не удалось. «Она была полна сил. Анна мечтала сделать нечто необыкновенное», — рассказала сокуратор Наталья Громова, признавшаяся, что без поддержки и участия Анны Эмильевны финальный этап подготовки к выставке дался не просто.

Проект «Литературные войны» продолжил серию «исследовательских выставок» ГМИРЛИ имени В. И. Даля, прошедших в музее в последние годы. К таким выставкам-исследованиям, по словам Дмитрия Бака, можно отнести проекты «Россия Читающая» (2015), «Квартирный вопрос» (2016), «Осип Мандельштам. Слово и судьба» (2016), «Литературная Атлантида: поэтическая жизнь 1990–2000-х» (2017). «Наш музей недаром вот уже второй год носит название, в котором есть словосочетание „история литературы“. В отличие от большинства других замечательных музеев, посвященных отдельным писателям или группам писателей, мы, благодаря богатству нашей коллекции, имеем возможность говорить о больших периодах нашей литературы», — заметил Дмитрий Петрович Бак. Выставка «Литературные войны» — важный шаг навстречу «русской литературе советского времени». Свою задачу ее создатели видели не в том, чтобы дать общие категорические оценки, но чтобы «написать эту еще не зафиксированную историю со всеми ее героями и антигероями во всей сложности их взаимодействий». «Мы чувствуем особую миссию к воссозданию истории литературы XX столетия. И это выставка не только продолжает традицию наших „исследовательских выставок“, но и обращена к будущему Музею истории XX века, отделу, который совсем скоро откроется на Зубовском бульваре», — завершил свою вступительную речь Дмитрий Бак.

Выступление куратора Натальи Александровны Громовой началось со слов благодарности в адрес тех, кто «помогал самым разным своим участием»: сотрудников фондовых отделов ГМИРЛИ, общества «Мемориал», Государственного музея А. М. Горького. «На стенах выставочных залов висит три или четыре диссертации», — пошутила Наталья Громова, пояснив, что исследование этой противоречивой эпохи невозможно без привлечения огромного корпуса текстов. Этапы литературных войн, по убеждению Натальи Александровны, хорошо отражают перемены в языке: «Это столкновение нового, страшного и обезличенного, и старого, продолжающего традиции Серебряного века». Сокуратор и художник выставки Олег Рудольфович Николаев рассказал, что большое количество текстов, которое необходимо было органично включить в выставочное пространство, ставило перед дизайнерами непростую задачу: «текст нельзя повесить кирпичом, его необходимо визуализировать, чтобы его было интересно читать».

Олег Николаев подробнее рассказал о концепции выставки: «Эта выставка, на мой взгляд, очень удачно выстроилась, нам удалось показать разные фазы литературной войны». Все начинается с полифоничной, бурлящей литературной жизни 20-х годов, когда государство пытается управлять литературным процессом, но это еще эстетическое поле. Следующий этап — литературно-идеологический террор, утопия (Первый съезд советских писателей, Беломорканал). И все это, вдруг или не вдруг, оборачивается новой формой войны, которая никакого отношения к литературе не имеет — государственным террором, репрессиями. Последний выставочный зал посвящен победителям — книгам и писателям, выжившим в этих «литературных войнах» и пользующимся читательской любовью сегодня несмотря ни на что.

«Мы с Олегом находились в свободном плавании, потому что это время до сих пор четко не описано. Но это подступ. И мы будем рады, если вам будет интересно», — добавила Наталья Александровна Громова. О том, как сложно подступиться к этой эпохе отметили все гости вернисажа. «Для этого периода еще нет слова, очищенного от идеологических штампов, которые мы впитали», — отметил заведующий кафедрой литературной критики РГГУ Михаил Павлович Одесский, добавив, что именно сейчас мы находимся на дистанции, необходимой для объективной оценки тех событий. «Очень сложно рассказывать о литературе музейным языком, говорить о текстах предметным языком», — заметила директор Дома-музея Марины Цветаевой Елена Ивановна Жук, поздравив кураторов выставки «Литературные войны» с великолепным решением непростой задачи. Оригинальность концепции выставки и ее воплощения отметила также заведующая отделом Государственного музея А. С. Пушкина «Мемориальная квартира Андрея Белого» Моника Львовна Спивак: «Меня поражает, что Государственный музей истории российской литературы в очередной раз сделал выставку, которую не принято делать в музейном сообществе. Это не „выставка к юбилею“, не „парадная выставка“, не „иллюстрация к известному“». Давид Маркович Фельдман, поздравив всех причастных с открытием выставки, выразил надежду, что среди ее посетителей будут школьники и студенты, которые, к большому сожалению профессора кафедры литературной критики РГГУ, знают этот период истории очень плохо.

Поздравить с открытием важнейшей выставки года сотрудников ГМИРЛИ пришли не только коллеги-музейщики и специалисты филологи. Успеха выставочному проекту пожелала начальник отдела Музейного фонда Департамента музеев Минкультуры России Дарья Юрьевна Маркова, зачитав официальное обращение, поступившей в адрес ГМИРЛИ от Министерства.

Выставка «Литературные войны 1920–1930-х годов: РАПП и попутчики» продлится до 12 мая.

Юлия Глотова

Фото: © Дмитрий Чиганчиков

Программа мероприятий к выставке


СМИ о выставке


Литературный музей имени Даля представляет новый проект (телеканал «Россия К»)

Ток-шоу «Действующие лица» с Натальей Громовой и Олегом Николаевым (Радио «Культура»)

В Доме И. С. Остроухова откроется выставка «Литературные войны 1920–1930-х годов: РАПП и попутчики» (сайт «Rara Avis. Открытая критика»)

Литературным войнам в СССР посвятили выставку и пешеходные экскурсии (The Village)

Перо — страшное оружие (Российская газета)

Литературная агония, или процесс 1920-1930-х годов. В ГМИРЛИ имени В.И. Даля открылась выставка «Литературные войны 1920–1930-х годов: РАПП и его попутчики» (Информационный портал «Ревизор»)

Возврат к списку