Новости

В Доме Остроухова открылась выставка по поэме Сапгира «Жар-птица», посвященная художникам 1960-70-х

7 июня в отделе Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля «Дом И. С. Остроухова в Трубниках» открылась выставка «Жар-птица. Второе издание». Экспозиция посвящена поэме Генриха Сапгира «Жар-птица», написанной в 1995 году и погружающей читателя в художественную и литературную среду неофициального искусства 1960–1970-х годов.

Сапгир в поэме перечисляет друзей-художников, оставивших яркий след в истории русской культуры. Их работы представлены на выставке в сопровождении текста поэмы. Дмитрий Краснопевцев, Владимир Вейсберг, Петр Беленок, Василий Ситников, Вадим Сидур, Евгений Рухин, Юло Соостер, Алексей Паустовский, Андрей Демыкин, Игорь Ворошилов, Владимир Пятницкий, Лев Кропивницкий, Евгений Кропивницкий, Анатолий Зверев, Александр Харитонов, Олег Григорьев, Юрий Гуров, Виталий Длуги, Владимир Ковенацкий.

На выставке экспонируются также картины мастеров, входивших в окружение Сапгира, не упомянутых в поэме, но столь же ярко развивающих традиции неофициального искусства 1960–1970-х годов: Владимира Яковлева, Оскара Рабина, Эдуарда Штейнберга.

Экспозицию составили материалы из фондов Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля, коллекций Михаила Алшибая, Игоря Пальмина, Марка Курцера, Ларисы Кашук, Александра Бабулевича, а также других частных собраний.

Марина Краснова, куратор выставки, заведующая отделом ГМИРЛИ имени В. И. Даля «Дом И. С. Остроухова в Трубниках», приветствовала гостей вернисажа и поблагодарила всех, кто участвовал в подготовке проекта.

Как отметил директор Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля Дмитрий Бак, это «неофициальное официальное открытие выставки», поскольку никакой официоз в разговоре о Сапгире немыслим. Перед гостями музея удивительная выставка, дающая еще одну жизнь поэме «Жар-птица»; мы встречаемся не только с отдельными работами замечательных мастеров, но и с целостным произведением, вбирающим в себя всю Вселенную. Выставка «Жар-птица. Второе издание» продолжает традицию исследовательских выставок музея.

Об истории создания выставки рассказал куратор Михаил Алшибая. Идея визуализировать поэму появилась в начале нового тысячелетия. Первая выставка, посвященная «Жар-птице», открылась в Доме И. С. Остроухова в 2005 году, ее кураторами и создателями выступили Наталья Реброва и Михаил Алшибая. Спустя четырнадцать с половиной лет было решено повторить и дополнить этот опыт, этим и объясняется название «Жар-птица. Второе издание». В первом «издании» отсутствовали некоторые имена: Олег Григорьев, Юрий Гуров и др. Во втором удалось собрать полный сапгировский список художников. Немаловажно, что в конце поэмы автор говорит о смерти других художников, не называя имен, и это дает право список расширить: в экспозицию включены работы ряда художников из окружения Сапгира, умерших уже после написания поэмы.

По словам Юрия Орлицкого, доктора филологических наук, близкого друга Генриха Сапгира, много лет организующего конференцию «Сапгировские чтения», поэма «Жар-птица» по-настоящему должна жить именно так — в одном пространстве с работами названных им художников. В комнате поэта висели некоторые картины из представленных на выставке, но, конечно, не все. Однажды Сапгир приехал в Самару, тогда еще Куйбышев, где проходила огромная выставка неформальных художников из коллекции Талочкина, и поразил своих друзей совершенно профессиональными характеристиками всех полотен, что были там выставлены.

По словам Марины Красновой, выставка не состоялась бы без ведущего научного сотрудника ГМИРЛИ имени В. И. Даля Натальи Ребровой, куратора выставки, которая совместила эти работы в одном музейном пространстве и очень плодотворно работала со всеми коллекционерами. Наталья Реброва вспомнила о работе над первой выставкой по «Жар-птице» и рассказала о подготовке «второго издания»: «Когда мы делали первую выставку, была еще жива вдова Сапгира, и у нас был отдельный архивный зал его памяти, была возможность увидеть его личные вещи, фотографии, автографы и работы его друзей, которые сейчас находятся в Германии. Хотя знаменитые рубашки, расписанные им же самим, нам удалось представить и здесь. К сегодняшней выставке мы записали большое видеоинтервью с Михаилом Алшибая, где он подробно рассказывает о многих экспонатах и совершенно фантастически читает поэму „Жар-птица“. На выставке можно услышать запись первого чтения Генрихом Сапгиром его поэмы. Она была записана журналистом Владимиром Амурским во время радио эфира в 1995 году в Париже и оперативно доставлена нам для выставки Татьяной Кравченко, хранителем музейных предметов отдела книжных фондов ГМИРЛИ имени В. И. Даля».

Программа к выставке «Жар-птица. Второе издание» включает детские мастер-классы и экскурсии для всей семьи, поэтические чтения и встречи, на которых будут звучать стихи, воспоминания о Сапгире и его современниках, тематические экскурсии, кураторские показы, лекции и экскурсионные пешеходные прогулки по «неформальной» Москве. Часть мероприятий пройдет в рамках летнего фестиваля, посвященного искусству 1960–1970-х гг.

Константин Чупринин

Фото: © Дмитрий Чиганчиков