Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  ГЛМ и другие
  4.  «17 страница» с Алисой Гребенщиковой

«17 страница» с Алисой Гребенщиковой

28 Марта 2019 г.

19 марта в кинозале Мультимедиа Арт Музея прошли публичные чтения в рамках проекта «17 страница». Актриса Алиса Гребенщикова прочитала отрывок из сборника «Воденников в прозе». В вечере также принял участие автор — поэт Дмитрий Воденников.

Тексты, прозвучавшие в начале вечера в завораживающем исполнении Алисы Гребенщиковой, вошли в главу «Воденников в любви». «Я сидел в зале и думал: боже мой, я пишу для женщин: про еду, про толщину и про то, что всегда надо надеяться», — вышел на сцену Дмитрий Воденников. Но помимо текстов, посвященных отношениям, в сборник попали эссе на темы, не менее занимающие автора: «В книге не только про любовь, а еще про страну [раздел „Воденников в России“]. И про смерть — это то, что по-настоящему интересует, хотя об этом говорить неудобно».

С героиней одного из прозвучавших текстов — Мариной Цветаевой — Алису Гребенщикову многое связывает: на протяжении нескольких лет Алиса курирует просветительские проекты в области литературы, которые проходят, в том числе, в Доме-музее Марины Цветаевой. «Цветаева, конечно, занимает большое место в моей жизни, несмотря на то, что, как девочка, родившаяся в Ленинграде, я всегда любила Ахматову», — рассказала Алиса, признавшись, что знакомство с дневниками и письмами Марины Ивановны стало одним из важнейших потрясений в ее жизни. «Мы все отравлены ее стихами», — добавил Воденников.

От поэзии Серебряного века, как пошутил Дмитрий Борисович, «совершим революцию в области логических мостиков» — к поэтам наших дней. «Как продвигать современную поэзию?» — прозвучал зрительский вопрос. По убеждению Дмитрия Воденникова, поэзия не нуждается ни в каком продвижении: «Почему все всё время обсуждают, что нам надо делать, чтобы поэзия была востребована? Сейчас меня этот вопрос совершенно не интересует. Мне очень понравилось, как сказала Алиса: „что люблю, то и делаю“. Не думайте ни о какой востребованности. Единственное, что можно — заниматься тем, что ты любишь. Если ты любишь есть — ешь, бог с ней, с поэзией».

Дмитрий признался, что в юности, тем не менее, этот вопрос его сильно занимал: «Раньше, когда я был молод, когда я только начинал писать свои стихи, мне ужасно не нравились эти разговоры о том, что поэзия умерла. И я понял, что я посвящу свою жизнь тому, чтобы это опровергнуть. Возможно, я ничего и не опроверг, возможно, я проиграл. Но я бился за это, и это было наполнением моей жизни». «Цель творчества — самоотдача», — писал о сущности искусства Борис Пастернак, и с тем, что «не надо заводить архива, над рукописями трястись» Дмитрий Воденников негласно соглашается. Поэт раньше ратовал за то, чтобы современная поэзия была популярной, эта забота наполняла его жизнь. Сейчас его отношение изменилось: «началась другая жизнь, и она относится ко мне так же, как старая шкурка к змее. Она красивая, она почти как паутинка шелестит, но к змее она не имеет никакого отношения».

Надо ли жечь личные архивы или нет? Как быстро обновляются клетки головного мозга? Почему предательство — это хорошо? И как начинать что-то новое, зная, что всему этому все равно придет конец? Разговор с Алисой Гребенщиковой и Дмитрием Воденниковым получился вдохновляющим и, как всегда в рамках проекта «17 страница», не только о тексте, прозвучавшем в начале вечера.

Юлия Глотова

Возврат к списку