Новости

«17 страница» с Петром Наличем

20 марта 2019

Проект «17 страница» продолжает осваивать культурные площадки столицы, и 13 марта публичные чтения прошли в павильоне «Заповедное посольство» парка Зарядье. О славе, предназначении, современной архитектуре, романе с музыкой и музыкальном романе Евгения Водолазкина «Брисбен» поговорили с артистом и композитором Петром Наличем.

В истории книжного героя, как оказалось, есть немало общего с творческой судьбой Петра Налича. Эти точки пересечения позволили не только поговорить о качестве прозвучавшей в начале вечера прозы, но вывести беседу на самое интересное: личное. Как и главный герой романа (филолог, а только потом, почти случайно — музыкант), Петр Налич пришел к музыке не сразу: по первому образованию он архитектор. «Есть некоторые божественные распределения, они сложные, и не думаю, что поддаются осмыслению. Но это — о человеческом предназначении в контексте всех его линий судьбы. Человек счастлив, когда у него начинает складываться цельный пазл. И у меня происходит эта постоянная рефлексия. Хотя все равно думаю, что никуда я из музыки не денусь», — поделился артист. Отвечая на зрительский вопрос о том, как уживаются в нем внутренний музыкант и архитектор, Петр Налич рассказал, что «переключение» происходит автоматически и неосознанно, однако никакой внутренней борьбы и противоречий нет: обе профессии про эстетику ощущения прекрасного.

Про ощущение прекрасного, несомненно, и литература. Петр Налич признался, что всегда читал не очень много, но, если в школьные годы круг его чтения ограничивался классикой, то сегодня он с большим интересом открывает для себя писателей-современников. О литературе зашла речь и во время разговора о театральных работах Петра. Так, например, в Пермском театре юного зрителя с успехом идет спектакль «Обыкновенное чудо» по сказке Евгения Шварца, музыку для которого написал Петр Налич. Насколько текст требователен? Диктует ли литературная основа свои условия композитору? По словам Петра Налича, нет универсального метода работы: сам он, конечно, перечитывает текст, но не стремится при этом «разобрать его на волокна»: «знание, не помогающее умению, превращается в балласт».

Поговорив об искусстве в целом, затронув и театр, и литературу, и музыку, перешли к тому, что неизбежно объединяет все это — «медные трубы». На вопрос о том, как пережить славу, Петр Налич нашел ответ для себя: «Известность — хороший урок. Она приходит и уходит, а в тебе происходят изменения. Если мы с этими бесами начинаем бороться, то всех нас ждет настоящий успех в каком-то духовно-космическом смысле».

Юлия Глотова

Фото: © Тимур Гольдман