Новости

Экскурсия по выставке «Литературные войны 1920–1930-х годов…»

6 марта в Доме И. С. Остроухова прошел кураторский показ выставки «Литературные войны 1920–1930-х годов: РАПП и попутчики». Куратор Наталья Громова провела экскурсию по выставочным залам, каждый из которых иллюстрирует этап постепенного подчинения литературы государственной идеологической машине.

В центре внимания — судьбы писателей, людей, часто объединенных дружбой и близкими творческими позициями, но волей судеб оказавшихся на разных полюсах. Имена многих из них сегодня ничего не скажут большинству читателей: литературный критик Леопольд Авербах, сатирик, виртуозно парадирующий своих современников-поэтов Александр Архангельский, писатель и журналист Юрий Либединский. Когда-то популярные, влиятельные и могущественные — сегодня они хорошо известны разве что специалистам. Жизненная трагедия каждого из героев — лишь небольшой эпизод литературных сражений эпохи, кураторы выставки постарались рассказать эти драматические истории посредством экспонатов.

Наталья Громова обратила внимание участников экскурсии на тоненькую книжечку — издание пьесы молодого драматурга Александра Афиногенова. Обласканный вниманием Максима Горького, член партии, один из руководителей Российской ассоциации пролетарских писателей, в 1931 году он пишет пьесу «Страх», о том, что интеллигенция ужасно боится власти. Один из героев, например, со сцены произносит: «Мы живем в эпоху великого страха». Под этими словами, по убеждению Натальи Громовой, могли бы подписаться многие из героев этой выставки: и Булгаков, и Платонов, и Эрдман. Чуть позже А. Афиногенов пишет пьесу «Ложь», о том, что советская система производства все больше строится на лжи. Сталин пытается лично редактировать пьесу, а потом просто запрещает ее. В 1936 году на собрании московских литераторов, посвященном троцкистско-зиновьевскому процессу, Афиногенов заявляет, что готов лично расстреливать виновных. А уже в 1937 году он и его товарищи сами становятся врагами. Арестованы все, с кем Александр Афиногенов возглавлял РАПП, на своей даче в Переделкино он с ужасом ждет, когда приедут и за ним. Сталкиваясь на улице с драматургом, соседи не здороваются и прячут глаза, единственный человек, поддерживающий с ним отношения — Борис Пастернак, который, к невероятному удивлению самого Афиногенова, «не читает газет и не знает новостей». Многочасовые беседы с Борисом Пастернаком, по словам самого драматурга, спасли его. В дневниках Александр Афиногенов вспоминает слова Бориса Леонидовича: «Я знаю — вы не только победите, вы уже победитель, и, пожалуйста, не сомне¬вайтесь в себе, своих силах и способностях. Ну конечно же, вы на¬пишете настоящую, большую вещь, и тогда все злое, что было во¬круг вас, осыпется, отпадет, вы, пожалуйста, не задумывайтесь над своей судьбой, ваша судьба одна — вы должны писать…».

А тем временем судьба Александра Афиногенова делает еще один вираж. В 1938 году, когда все его бывшие товарищи уже расстреляны, драматургу возвращают партийный билет, пьесы вновь с большим успехом идут на театральных сценах. В сентябре 1941 года он получает должность начальника Совинформбюро, а меньше чем через месяц погибает от бомбы, упавшей на Москву.

Важная часть выставки «Литературные войны…» посвящена поездке советских писателей на «великую стройку» Беломорканал. Здесь представлены фотографии, сделанные художником Александром Родченко, отрывки из дневников и черновиков писателей. Вот лишь один драматический эпизод: в одном из бараков писатели-москвичи увидели поэта Сергея Алымова, автора популярной песни «По долинам и по взгорьям шла дивизия вперед». Кто-то пошутил: «Сережу прислали таскать тачку по долинам и по взгорьям». Все было засмеялись, пока не увидели, что сам «каналоармеец» Алымов плачет. Товарищи-писатели заступились за поэта перед начальством, попросили «скостить срок у собрата», и Алымов не только был досрочно освобожден, но и вошел в группу советских писателей, перед которыми поставили задачу написать книгу о строительстве Беломорско-Балтийского канала.

Предательства, благородство, героизм, страх — выставка наполнена шекспировскими страстями и драматическими сюжетами, участниками которых невольно становились писатели. И считывать все сюжеты, несомненно, проще в сопровождении куратора или экскурсовода.

Расписание обзорных и тематических экскурсий, кураторских показов по выставке «Литературные войны 1920–1930-х годов: РАПП и попутчики».

Юлия Глотова

Фото: © Тимур Гольдман