Новости

Презентация каталога тургеневской коллекции

13 декабря 2018 года в Доме И. С. Остроухова в Трубниках состоялась презентация альбома-каталога «Иван Тургенев. Материалы из коллекции Государственного литературного музея».

Эрнест Дмитриевич Орлов, заместитель директора ГМИРЛИ имени В. И. Даля по научной работе, отметил значимость и особенности этого издания. Тургеневский каталог — это результат сложной работы большого числа сотрудников с фондом И. С. Тургенева на протяжении многих лет. Как любой коллективный проект, подготовка каталога предполагала свои особенности и трудности. В ГМИРЛИ хранится одно из самых представительных и обширных собраний материалов, связанных с именем классика (сопоставимые по объёму коллекции принадлежат Музею Тургенева в Орле и Пушкинскому Дому (ИРЛИ РАН) в Санкт-Петербурге). Работа велась около пятнадцати лет — не год-два, как обыкновенно при подготовке каталога выставки, это был путь поисков и находок.

Генриетта Львовна Медынцева, автор-составитель каталога, рассказала об этой многолетней и трудоёмкой работе, подчеркнув, что хранителям и сотрудникам музея знать это необходимо, а всем другим — полезно.

Второй составитель, главный хранитель тургеневского фонда Татьяна Юрьевна Соболь, занималась также фондами других писателей второй половины XIX века и имела представление о широком контексте эпохи, как он представлен в музейном хранении. Поскольку Татьяна Юрьевна сейчас живёт в Америке, с ней велась переписка, она была интенсивно включена в работу над каталогом на расстоянии. Редактором выступила Елена Владимировна Худякова, учёный секретарь ГМИРЛИ. Структурой, концепцией и подбором цитат занималась Г. Л. Медынцева. Материал был огромный, отдельной задачей стало его сокращение.

Автор дизайна серии «Коллекции Государственного литературного музея» — Иван Трофимов, дизайн-верстку выполнила художник Анна Епанешникова, для которой работа над альбомом стала фактически дебютом (прежде она принимала участие в подготовке альбома выставки «Рильке и Россия»).

Вступительные статьи написаны двумя авторами — это директор ГМИРЛИ Дмитрий Петрович Бак и заведующий Музеем-квартирой Ф. М. Достоевского Павел Евгеньевич Фокин.

Начался проект около пятнадцати лет назад, одним из авторов идеи был Юрий Петрович Пищулин, тогда главный редактор журнала «Мир музея»: во время тургеневской выставки был затеян каталог. В работе участвовали хранители книжных фондов, рукописных фондов, и каталог был сделан, напечатан на машинке, но опубликование его на тот момент было невозможно.

Десять лет назад проходила выставка «Русский скиталец», каталог которой сделали Т. Ю. Соболь и Г. Л. Медынцева и опубликовали в «Звене» (2009). Однако он был неполным: не было указано ни размеров экспонатов, ни источников их поступления. Был задуман альбом с этим же названием. Он готовился в двух томах: первый — для широкой публики, второй — для специалистов-музейщиков.

К 195-летию Тургенева подготовить каталог не получилось. К 200-летию надо было обязательно успеть. А ведь за время работы над проектом технологии устарели, экспонаты пришлось переснимать заново — трудоёмкий и длительный процесс. Особая роль принадлежит заместителю директора по экспозиционно-выставочной деятельности Наталье Васильевне Папановой, без энергии которой каталог не вышел бы из печати к юбилею Тургенева.

При разработке концепций каталогов сегодня музейщики руководствуются самыми разными принципами — материал можно организовать тематически, можно подать традиционно — в этом вопросе есть свобода. Выбор зависит от конкретного писателя, от фондовой коллекции, но главное — от выставки. Выставка выявляет особенности коллекции, принадлежащей музею. Когда встречаются изображения, рукописи и книги, возникают новые сюжеты. Но законы, по которым строятся выставки и альбомы, разнятся.

Елена Владимировна Худякова провела презентацию каталога, каким он уже вышел из печати, пролистав его и акцентировав внимание на некоторых экспонатах, не включенных в выставку «Арабески. Страницы жизни Ивана Тургенева» . Материал делится по главам — тематическим и географическим, отражающим переплетение биографических сюжетов (ознакомиться с оглавлением можно на странице издания на сайте ГМИРЛИ, см. выше). Всё сопровождается цитатами из писем, воспоминаний, произведений: это не только альбом-каталог, но и книга для чтения. Г. Л. Медынцева подчеркнула принципиальность обилия текстов: картинками никого не удивишь, многое можно найти в интернете, вырванное из контекста и лишенное смысловых связей. В конце книги приведены хроника жизни писателя, обзор его портретов и аннотированный именной указатель.

Э. Д. Орлов подвёл итог обсуждения. Фондовая работа выходила за пределы тургеневской коллекции, обильный материал в ходе осмысления становился источником сюжетов, микросюжетов и идей новых проектов, а также тем передвижных выставок в Европе, посвященных Тургеневу. Писатель существует не в безвоздушном пространстве, но взаимодействует с предшествующей литературной традицией, с зарубежной литературной традицией, с последующими поколениями писателей, даже если они не называли себя последователями.

Из ближайших планов научных изданий музея — каталог иллюстраций Петра Боклевского к произведениям русских писателей и чеховский каталог («Антон Чехов. Сахалинская коллекция»). Архив А. П. Чехова, наравне с архивом Ф. М. Достоевского, был когда-то положен в основу будущего Государственного литературного музея и является одним из самых обширных, так что речь не идёт о попытке описать всю коллекцию в одном издании: книга будет посвящена этнографической (сахалинской) коллекции.

Маргарита Голубева