Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  ГЛМ и другие
  4.  «Метаморфозы» на юге России

«Метаморфозы» на юге России

2 Ноября 2018 г.

Фестиваль одного дня «Метаморфозы», организованный Академией кинематографического и театрального искусства Н. С. Михалкова при участии Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля и Государственного литературно-мемориального музея-заповедника А. П. Чехова «Мелихово» при поддержке Минкультуры России, прошёл с 23 по 29 октября в Сочи, Краснодаре, Ростове-на-Дону и Ессентуках.

Название фестиваля определила и его многосоставность: мастер-классы, лекции, передвижная выставка, спектакль; и оригинальность сценического воплощения рассказов А. П. Чехова и И. А. Бунина, представленных на сцене.

«Самое сложное — передать прозу сценическими средствами: через паузу, через деталь, через крупный план, энергию, идущую со сцены, — признавался перед спектаклем в день открытия фестиваля в Зимнем театре Сочи Н. С. Михалков. — То, что происходит на сцене в спектакле „Метаморфозы-2“, — это интерпретации текстов двух русских классиков, довольно смелые, но интересные. Наша задача — не изменить писателя, а найти такую форму, чтобы его дух был создан на сцене. Я очень хочу, чтобы со сцены звучала прекрасная русская проза».

«Метаморфозы-2. Жёны артистов» — это работа второго курса Академии Михалкова по рассказам А. П. Чехова «Несчастье», «Ушла», «Рассказ госпожи NN», «Жёны артистов» и И. А. Бунина «Кума», «Муза», «Осенью», «Ида». (Ранее российской публике были представлены «Метаморфозы-1» — спектакль, который ещё можно увидеть в московском Театре киноактёра). Спектакль, может быть, более кинематографичен, чем сценичен: в качестве декораций использованы визуальные проекции тех пространств, в которых происходит действие рассказов. Это, безусловно, притягивает внимание зрителя, привлекает и восхищает, но и, несомненно, усложняет работу актёров на сцене (стоит отметить разнообразие и убедительность образов, созданных Александром Ведменским, если говорить об актёрских работах). К каждому рассказу сделана видеоподводка в духе телевизионных новостных ретросюжетов начала ХХ века, соотносимых по содержанию и с реалиями нашего времени.

Музей-заповедник А. П. Чехова «Мелихово» представил на фестивале передвижную выставку «А. П. Чехов. Линия жизни», осветившую основные периоды жизни и творчества писателя и драматурга: Таганрог, Москва, Сахалин, Мелихово, Ялта. Очень яркий и увлечённый рассказ пресс-секретаря музея Юлии Балабановой позволил узнать посетителям выставки об истоках таланта писателя, его литературной и благотворительной деятельности, увлечениях, дружеских и творческих связях.

Для профессиональной аудитории были организованы мастер-классы по актёрскому искусству, которые блистательно провели актёры и режиссёры Игорь Яцко и Александр Коручеков, кинорежиссёр и сценарист Николай Лебедев.

Неизменный интерес публики вызывали и лекции заместителя директора ГМИРЛИ имени В. И. Даля по научной работе — руководителя Дома-музея А. П. Чехова в Москве Эрнеста Орлова с интригующим названием «Врут все: воспоминания об А. П. Чехове и метаморфозы современности».

Воспоминания — единственный источник нашего знания о том, как говорил Чехов, как смеялся, как общался с людьми, как работал, какие привычки ему были свойственны. Но воспоминание — это всегда реконструкция виденного ранее, всегда некий домысел, а иногда и вымысел. Огромный комплекс воспоминаний о Чехове, многие из которых стали появляться в печати сразу после смерти писателя, таит в себе удивительные противоречия.

О писателе размышляют разные люди, знавшие его в разные годы, видевшие в разных состояниях и настроениях, ценившие его при жизни или признавшие талант только после его смерти, одновременно влюблённые и завидовавшие… Мемуарные тексты в ходе лекции, тяготеющей к моноспектаклю, становились импульсом для размышлений о принципах чеховского творчества и тех потрясающих изменений, и внешних, и внутренних, на которые оказался способен молодой писатель.

«Сегодняшний образ Чехова — с многочисленными наслоениями мифологии и мифотворчества, чему виною приблизительность и относительность, а также нежелание наших современников доискаться до факта, — сильно искажён и упрощён. Но приближает ли нас к Чехову его частое присутствие на сцене и на экране? Помогает ли нам всё растущая литература о писателе? В этом каждый раз, в каждом городе, где проходил фестиваль, мы пытались разобраться вместе», — заметил Эрнест Орлов.

Фото предоставлены пресс-службой Академии Н.С. Михалкова

Возврат к списку