Новости

Круглый стол «История глядится в настоящее» в Доме-музее А.П. Чехова

24 октября 2018

Отдел: Дом-музей А.П. Чехова

16 октября 2018 года, накануне дня рождения Московского государственного музея имени А. П. Чехова, первого музея писателя в Москве, в отделе ГМИРЛИ имени В. И. Даля на Садовой-Кудринской состоялся круглый стол «История глядится в настоящее». С докладами выступили директор ГМИРЛИ Дмитрий Петрович Бак, заместитель директора ГМИРЛИ по научной работе Эрнест Дмитриевич Орлов и биограф чеховской семьи Алевтина Павловна Кузичева.

ГМИРЛИ имени В. И. Даля сегодня — это свыше пятисот тысяч музейных предметов. Начало собирания и изучения этой внушительной коллекции было положено задолго до формального основания музея. 17 октября 1921 года в Главмузей было направлено обращение журналиста и историка литературы Евгения Эмильевича Лейтнеккера о создании Московского государственного музея имени А. П. Чехова. Именно с этого момента и нужно вести отсчет не только деятельности этого музея, но и формирования коллекции, связанной с Чеховым и его окружением, ставшей впоследствии основой собрания ГМИРЛИ. В это же время Лейтнеккер разрабатывал идею создания музея истории русской литературы, которая, однако, была воплощена уже позднее. Потому разговор о чеховской коллекции и разработке концепции первого музея, посвященного писателю, правомерно обобщить и перевести в более широкое русло. Каким задумывался литературный музей сто лет назад и каким должен быть крупнейший литературный музей России сегодня? Понаблюдав за процессом музеефикации наследия А. П. Чехова в разное время, мы можем вывести какие-то характерные черты и общие закономерности, отражающие историко-литературный процесс в нашей стране в разные периоды (например, в советскую эпоху и перестроечные годы).
В своем выступлении, открывшем круглый стол, Д. П. Бак рассказал о трех возможных сценариях развития, заготовленных для главного литературного музея страны. Концепция В. Д. Бонч-Бруевича состояла в том, что это должен быть музей, который объединяет музейные функции, а также архивные, издательские, библиотечные и научные. Это должно было быть 26-этажное здание на месте высотки в Котельниках, о котором Владимир Дмитриевич сообщал наследникам И. Е. Репина: «Не беспокойтесь, присылайте ваши материалы, это будет здание, защищенное от атак с воздуха». Совершенно иначе видел задачи литературного музея В. И. Невский, считавший, что писательская профессия исчезнет, как всякий буржуазный пережиток, а литература будет исключительно оружием пропаганды. Музеи Ф. М. Достоевского и А. П. Чехова, позже вошедшие в состав ГЛМ (ныне ГМИРЛИ) и ставшие его основой, с самого начала развивались «не как историко-культурные монографии „жизнь и творчество писателя“», но как музеи истории литературы. Именно этого пути ГМИРЛИ имени В. И. Даля придерживается сегодня.

Сообщение Э. Д. Орлова было посвящено истории создания музея А. П. Чехова в Москве и формированию коллекции, связанной с именем писателя. Рассказ этот невозможен без упоминания имён Евгения Эмильевича Лейтнеккера и Нины Ильиничны Гитович. На заседании прозвучала запись рассказа самой Н. И. Гитович, сделанная А. П. Чудаковым и переданная недавно в фонды музея наследниками историка литературы и чеховеда, о некоторых эпизодах, относящихся к формированию чеховской коллекции. Отдельной темой обсуждения стал сюжет добровольной передачи государству архива брата Марией Павловной Чеховой, а также инсинуациям, связанным с якобы неблаговидной ролью Е. Э. Лейтнеккера при этом, разрушаемым документами и фактами. О роли Лейтнеккера и его коллег в создании музея А. П. Чехова в своем выступлении говорила и Алевтина Павловна Кузичева, призвавшая как можно скорее опубликовать материалы об истории музея.

Дом-музей А. П. Чехова будет работать в обычном режиме до 31 октября, а 1 ноября временно закроется для посетителей в связи с реставрационными работами. Уже весною 2019 года в Доме И. С. Остроухова в Трубниках отчасти будет воссоздана обстановка дома на Садовой-Кудринской. Материалы научного заседания «История глядится в настоящее» будут также учтены при реэкспозиции чеховского музея в Москве.

Юлия Глотова