21–22 сентября 2018 в Государственном музее истории российской литературы имени В. И. Даля прошла вторая Международная научная конференция молодых ученых «Эйхенбаумовские чтения». В этом году заседания прошли в двух отделах ГМИРЛИ — Доме И. С. Остроухова в Трубниках и в Доме-музееМ. Ю. Лермонтова. Со своими докладами выступили литературоведы, лингвисты, историки, студенты, аспиранты и кандидаты наук (PhD) из Рима, Оксфорда, Екатеринбурга, Москвы и Санкт-Петербурга. Открывая конференцию, директор ГМИРЛИ имени В. И. Даля Дмитрий Петрович Бак подчеркнул актуальность методологии Б. М. Эйхенбаума.
С 1996 по 2015 годы Эйхенбаумовские чтения проводились в Воронеже, где Борис Михайлович провел годы детства и юности. Организатором тех конференций был профессор Воронежского педагогического университета Александр Самуилович Крюков. О воронежском периоде чтений, ярких докладах и участниках (когда-то молодых исследователей, а сегодня — авторитетных ученых, признанных классиках) рассказала сокурсница А. С. Крюкова Надежда Александровна Тархова.
Первый день чтений, который прошел в Трубниковском переулке, был посвящен истории формализма и школы Б. М. Эйхенбаума, а также истории русской литературы и проблемам творчества М. Ю. Лермонтова. Евгения Шульга (Италия, Рим, Университет Ла Сапиенца) в своем докладе рассказала о формалистском подходе к понятию история и концепции истории в работах Эйхенбаума. О формализме в кинокритике 1920-х годов (на материале рецензии В. В. Недоброво) говорил Сергей Огудов (Москва, Госфильмофонд РФ). Мария Инге-Вечтомова (Санкт-Петербург, ГЛМ «XX век») представила книгу «„Дом под крышей звёздной…“ Канал Грибоедова, 9», посвященную истории и обитателям легендарного дома, в котором в разные годы жили М. М. Зощенко, О. Д. Форш, В. А. Каверин, И. С. Соколов-Микитов, М. И. Козаков, Б. С. Житков, Е. Л. Шварц, В. А. Рождественский, В. В. Томашевский, Б. М. Эйхенбаум, И. А. Груздев.
Секцию «истории русской литературы» открыла Анастасия Анохина (Москва, МГУ имени М. В. Ломоносова) докладом о взглядах литературного критика, поэта, издателя А. А. Бестужева в контексте литературно-критических исканий в первой трети XIX века. Логически продолжил эту тему следующий выступающий, Эрнест Орлов (заместитель директора ГМИРЛИ имени В. И. Даля по научной работе), рассказав о литературном быте 1880-х годов, самовосприятии и самоописании авторов «малой прессы». В своем докладе Эрнест Дмитриевич показал, как творчество А. П. Чехова воспринималось современниками и почему он так выделялся на фоне других авторов.
Доклад Даниила Ляховича (Москва, МГУ имени М. В. Ломоносова) был посвящен А. А. Блоку как литературному критику и филологу на примере разбора его статьи «Творчество Вячеслава Иванова». Екатерина Кузнецова (Москва, МГУ имени М. В. Ломоносова) говорила об игре с традицией русской лирики XIX века в поэзии И. Северянина. О советском этапе русской литературы и ее связях с изобразительном искусством шла речь в докладе Аллы Бурцевой (Москва) «Графика в альманахе „Айдинг-Гюнлер“: издательская стратегия и литературный контекст». Сообщение было посвящено истории забытого сегодня советского художника Айдинг-Гюнлера и его необычной графике, созданной в Узбекистане.
Темой вечернего заседания стало творчество М. Ю. Лермонтова. Виолетта Арстанова (Москва. МГУ имени М. В. Ломоносова) говорила о «Сушковском цикле» Лермонтова, адресатах его ранней лирики и «Записках» Е. А. Хвостовой (Сушковой). Доклад Бориса Максимова (Москва, МГУ имени М. В. Ломоносова) был посвящен анализу женских и мужских героев в поэзии Лермонтова.
Наталья Улитина (Екатеринбург, УрФУ) выступила с докладом «Эволюция экзистенциального героя в драматургии Лермонтова». Елизавета Зенова (Москва, МГУ им М. В. Ломоносова) рассказала о «Философском романе Лермонтова: И. И. Виноградов о духовных исканиях русской литературы». В завершении дискуссии участники конференции прослушали доклад Юлии Минутиной-Лобановой (Санкт-Петербург, независимый исследователь), посвященный сравнению романов Лермонтова и К. А. Большакова.
22 сентября конференция продолжилась в Доме-музееМ. Ю. Лермонтова. Секция была посвящена 250-летию первой публикации романа английского писателя XVIII века Лоренса Стерна «Сентиментальный роман». В этот день поднимались вопросы о влиянии Стерна на русскую литературу, восприятии его творчества в литературе, критике, искусстве ХХ века в России. Завершила конференцию лекция Петра Будрина из Оксфордского университета «Лоренс Стерн. Последний год жизни». 1768-й, год смерти Л. Стерна, стал наиболее знаковым во всей биографии писателя, поскольку в это время он, вернувшись с путешествия в Англию, встречает возлюбленную, Элизу Дрейпер. Она становится адресатом его писем, упоминается в романе «Сентиментальное путешествие». Роман выходит незадолго до смерти Стерна.
Подводя итоги двухдневной конференции, организаторы поблагодарили всех участников за интересные доклады, по результатам «Эйхенбаумовских чтений — 2018» будет выпущен сборник статей.