Новости
В Доме-музее Б.Л. Пастернака открылась выставка одного стихотворения
13 августа 2018
Отдел: Дом-музей Б.Л. Пастернака
	5 августа в 
	Эта инсталляция — способ 
	Борис Леонидович в 1952 году перенес первый инфаркт и был близок к смерти, поэтому стихотворение «Август», написанное в 1953 году — это, конечно, стихи о вечном: о жизни и смерти. Эта тема преследует Пастернака всю жизнь. 6 августа 1903 года 
Первый раз это случается в 1923 году, второй раз в 1928 — в автобиографической вещи «Охранная грамота» — и уже под конец своей жизни Пастернак этот эпизод зафиксирует в своей поздней прозе.
Почти все пастернаковские тексты не считываются напрямую, за каждым из них следует множество смысловых слоев. Если Борис Леонидович на протяжении всей жизни вспоминает этот эпизод падения с лошади, значит, он всю жизнь думает об этом мальчике. И есть для него очень важные имена, которые все время присутствуют в его сознании. Эта выставка — размышление организаторов о том, какие вторые, третьи, пятые или десятые слои зашифрованы поэтом в «Августе». Таких смыслов обнаруживаются десятки.
«Наша выставка — не рассказ о стихотворении „Август“, а попытка поделиться друг с другом впечатлениями от него. Стихотворение надо читать и вычитывать в нем свое, мы надеемся, что вы потом поделитесь с нами своими размышлениями», — сказала Ирина Ерисанова.
	Выставка работает до конца августа в 
Август
	Как обещало, не обманывая,
	 Проникло солнце утром рано
	 Косою полосой шафрановою
	 От занавеси до дивана.
	Оно покрыло жаркой охрою
	 Соседний лес, дома поселка,
	 Мою постель, подушку мокрую,
	 И край стены за книжной полкой.
	Я вспомнил, по какому поводу
	 Слегка увлажнена подушка.
	 Мне снилось, что ко мне на проводы
	 Шли по лесу вы друг за дружкой.
	Вы шли толпою, врозь и парами,
	 Вдруг 
	 Шестое августа по старому,
	 Преображение Господне.
	Обыкновенно свет без пламени
	 Исходит в этот день с Фавора,
	 И осень, ясная, как знаменье,
	 К себе приковывает взоры.
	И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
	 Нагой, трепещущий ольшаник
	 В 
	 Горевший, как печатный пряник.
	С притихшими его вершинами
	 Соседствовало небо важно,
	 И голосами петушиными
	 Перекликалась даль протяжно.
	В лесу казенной землемершею
	 Стояла смерть среди погоста,
	 Смотря в лицо мое умершее,
	 Чтоб вырыть яму мне по росту.
	Был всеми ощутим физически
	 Спокойный голос 
	 То прежний голос мой провидческий
	 Звучал, не тронутый распадом:
	«Прощай, лазурь преображенская
	 И золото второго Спаса
	 Смягчи последней лаской женскою
	 Мне горечь рокового часа.
	Прощайте, годы безвременщины,
	 Простимся, бездне унижений
	 Бросающая вызов женщина!
	 Я — поле твоего сражения.
	Прощай, размах крыла расправленный,
	 Полета вольное упорство,
	 И образ мира, в слове явленный,
	 И творчество, и чудотворство.
1953
	Переделкино, ул. Павленко, 3
 



