+
Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  ГМИРЛИ и другие
  4.  Берестовские чтения — 2018: А было ли у Пушкина детство?

Берестовские чтения — 2018: А было ли у Пушкина детство?

22 апреля 2018 г.

12 апреля в Музее-квартире А. Н. Толстого в рамках Берестовских чтений прошел круглый стол «В начале жизни школу помню я…», посвященный детству А. С. Пушкина. Во вступительном слове заведующая Музеем-квартирой А. Н. Толстого Инна Андреева говорила об уместности пушкинской темы в стенах этого дома, расположенного на Спиридоновке, которая когда-то так много значила и для А. С. Пушкина, и для Валентина Берестова. Александр Пушкин часто бывал на Спиридоновке, навещая И. И. Дмитриева, которого считал одним из своих учителей, гостил у Баратынского, прогуливался по Патриаршим. В храме Большого Вознесения Пушкин венчался с Н.Гончаровой. На Спиридоновке же, в доме И.Дмитриева, проходили «заседания» шуточного «Ордена пробки». 

В свою очередь, уже в XX веке, поэт, филолог, переводчик и археолог Валентин Берестов в 1944 году был частым гостем в доме Алексея Толстого, беседуя с писателем о поэзии и, в частности, о Пушкине, посмертная маска которого всегда висела в толстовском доме на самом почетном месте. Впоследствии Берестов стал автором многих научных работ, посвященных биографии и творчеству Александра Сергеевича. 

Ведущая вечера Инна Андреева в начале встречи также обозначила одну из главных тем круглого стола, задав вопрос присутствующим: «Так было ли детство у А. С. Пушкина, или нет? Вернее — счастливое детство?». Юрий Тынянов и Юрий Лотман считали, что Пушкин был лишен детства, оно как будто бы было украдено у поэта. Стихотворений о раннем детстве у Пушкина также нет, или они всячески зашифрованы. Валентин Берестов полагал, что детство у Пушкина все же было, но оно было очень хитро запрятано и как бы утаено самим поэтом. На эту тему в неформальной обстановке и говорили: Виктор Листов — профессор РГГУ, доктор искусствоведения, пушкинист, автор сценариев документальных фильмов, посвященных А. С. Пушкину; Юрий Нечипоренко — детский писатель, арт-критик; художник, Марина Берестова — дочь замечательного поэта Валентина Берестова, исследователь Наталья Клейн-Атлас-Добсон.

Виктор Листов вспомнил о том, как он вместе с Валентином Берестовым встречался в Музее-квартире Пушкина на Арбате, где они принимали участие в научных конференциях, посвященных Александру Сергеевичу. «Часто мы с Берестовым вместе уходили с этих посиделок, и он потрясающе, с редким для ученых чувством самоиронии, рассказывал, в том числе, о том, как детство Пушкина отразилось потом в его творчестве. И этого акцента не знал Лотман, потому что он не был москвичом. Например, в пушкинском „Арапе Петра Великого“ есть эпизод о том, как маленький арап в своих детских воспоминаниях крадет в Ораниенбауме, саду Петра, яблоки для девочки, за которой он ухаживает. А девочка эта всего-навсего будущая императрица Елизавета Петровна. На самом деле при жизни Петра, когда происходит действие этого произведения, сады в Ораниенбауме еще не зацвели, они еще только были посажены. Кроме того, при соотнесении возраста будущей императрицы и арапа получается, что этот роман был совершенно невозможен. И, тем не менее, Пушкин настаивает на этом романе. Дело в том, что по воспоминаниям Пущина, лицеисты крали яблоки в Царском саду для своих барышень. И вот эта история из детства Пушкина перешла в этот его исторический роман», — отметил В. Листов. Приводил пушкинист и другие примеры того, как Пушкин вытаскивает из своего детства воспоминания и вставляет их в свои произведения. Так, например, существует один и тот же эпизод в «Борисе Годунове» и «Капитанской дочке». Отец (в первом случае это царь Борис Годунов) входит в учебную комнату своего сына Феодора и произносит знаменитый монолог: «Учись мой сын…». И почему-то, по словам Виктора Листова, то же самое происходит и в «Капитанской дочке». Там старик Гринев приходит в учебную комнату Петруши, когда тот, так же как и Федор, сидит над картой. «Наверняка, это происходит потому, что в биографии самого Пушкина был этот же эпизод, когда его родители снимали сводчатые палаты в Москве в Харитоньевом переулке. Там Пушкины жили в древнерусском тереме, и, вероятно, отец однажды зашел к молодому Александру, когда тот сидел над картой и был какой-то разговор на тему: «Учись, мой сын». Про это нигде не написано, но наверняка эти эпизоды восходят к московскому детству Пушкина. Другой пример, когда в «Борисе Годунове» Пушкин упоминает одну из башен Новодевичьего монастыря, которой не было в то время. Это еще раз показывает, что поэт делает историческую ошибку не случайно, а осознанно обращаясь здесь к своим детским воспоминаниям.

Известно, что родители «бросили» совсем еще юного будущего поэта на французских гувернеров и учителей, поэтому, когда Пушкин приезжал к своей бабушке Ганнибал в ее имение, она заново учила его русскому языку и активно занималась воспитанием. Посторонний взгляд видит в тогдашнем Пушкине нормального недоросля, которого кроме французского языка ничем не занимали и ничему не учили. «У Пушкина было великое понимание независимости детства от тех условий, в которых оно протекало. Мы с Берестовым обсуждали не раз рассказ И. Бунина „У истоков гения“, где речь идет о взгляде на мир глазами маленького мальчика; подобным взглядом на мир обладают не все дети, а только те, судьба, которых сложится в мире искусства», — рассуждает В. Листов.

Юрий Нечипоренко согласен с В. Листовым во взгляде на детство Пушкина. «Заниматься Александром Сергеевичем я начал 6 лет назад, когда у меня родилась дочка, и появилось свободное время. Родители поэта были классово чужды, по советскому определению. А сам Пушкин был свой. Так из сознания советского человека и вычеркивалось детство поэта. По моему мнению, детство Пушкину обеспечила бабушка, занявшись в Захарове его „обрусением“ и воспитанием. Через нее в сознание поэта вошли сказки. На мой взгляд, у Пушкина его детство ушло в глубину души. Мы забываем, что когда Пушкин уехал в Петербург, то он был лишен любого живого общения с родителями, и отец вновь появился в его жизни только через три года. Опять же, отца Пушкина считают всего лишь отставным майором, а на самом деле он занимался снабжением всей русской армии в то время. Отец привез к юному Пушкину Жуковского, который попечительствовал и влиял на Александра Сергеевича. В 1824 году Пушкин поссорился со своим отцом. Когда спустя время Александр Сергеевич бросился в ноги папеньке и сказал: „в твоих руках моя судьба“, — в ответ на это отец отписал сыну Кистеневку, которую Пушкин заложил, и на эти деньги справил собственную свадьбу. Позже Пушкин пишет „Сказку о царе Салтане“ и, по-моему, это произведение о неполной семье, о том, как сын ищет и находит своего отца. И мне кажется, что в этой сказке и прочитывается истинное отношение Пушкина к своим родителям. Кстати, через 9 месяцев после написания этой сказки у Пушкина родился первый ребенок — Машенька, названная в честь бабушки. Так что не стоит, на мой взгляд, копаться нам в детстве поэта, потому что оно было по-своему и ужасным, и прекрасным, но дало нам замечательного гения», — говорил Юрий Нечипоренко. Виктор Листов дополнил это выступление словами о том, что Пушкин написал «Путешествие в Арзрум» где есть эпизод о встрече поэта с аманатами (детьми, которых забрали в заложники турки). Пушкин рассказывает об этом с понятным сочувствием, потому что таким же аманатом был его прадед, взятый в заложники в Стамбул, а потом попавший в Петербург. Инна Андреева напомнила о том, что Петр Андреевич Толстой, прадед Алексея Толстого, привез в Россию двух арапчат, предков Пушкина.

На чтениях также прозвучал доклад американской гостьи Натальи Клейн-Атлас-Добсон, посвященный последнему стихотворению А. С. Пушкина (это одно из открытий В. Берестова, признанных пушкинистами).

Подробности можно услышать по ссылке, предоставленной группой «Музеемания».

Константин Чупринин

Возврат к списку



Правила посещения музея

Посещение музея возможно только при предъявлении QR-кода и документа, удостоверяющего личность. При входе на территорию музея необходимо использовать маски, а также соблюдать социальную дистанцию. Подробнее тут

Перейти по ссылке для покупки билета.

Временное закрытие Московского дома Достоевского

Уважаемые друзья!
Отдел ГМИРЛИ им. В. И. Даля «'Московский дом Достоевского» по техническим причинам будет временно закрыт для посещения 7 февраля 2023 года. Приносим свои извинения за временные неудобства!