Новости

Во Франции открылась выставка «Достоевский vs Тургенев…»

13 марта 2018

10 марта 2018 года состоялось открытие выставки Государственного музея истории российской литературы им. В. И. Даля «Достоевский и Тургенев: история сближений и расхождений» в музее И. С. Тургенева в Буживале (Франция), которой Гослитмузей начал серию выставочных проектов, приуроченных к 200-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева.

История взаимоотношений двух великих русских писателей Ф. М. Достоевского и И. С. Тургенева исполнена драматизма. Они встретились и сблизились в дни дебютного триумфа Достоевского, который был определён В. Г. Белинским после прочтения романа «Бедные люди». Тургенев, будучи старше Достоевского на три года, к этому времени был автором поэмы «Параша», также вызвавшей искренний отклик и похвалу Белинского. Впоследствии Тургенев в соавторстве с Н. А. Некрасовым сочинил эпиграмму на Достоевского («Рыцарь горестной фигуры…»), которая привела к разрыву между молодыми людьми. Их пути разошлись.

Несмотря на личную размолвку, творческие искания Тургенева и Достоевского имели общее направление. С 1847 года Тургенев начал публиковать рассказы, которые впоследствии вышли под названием «Записки охотника» (1852) и принесли ему заслуженную славу. Это было первое в русской литературе масштабное художественное исследование национального характера. Исследование русского мира продолжил в «Записках из Мёртвого Дома» (1861) Достоевский. Его опыт был трагичен. В 1849 году он был арестован за участие в политическом кружке Петрашевского и сослан на каторгу в Сибирь. Но испытания не сломили его духа. Выйдя из острога, он писал брату Михаилу: «Если я узнал не Россию, так народ русский хорошо, и так хорошо, как, может быть, не многие знают его». «Записки охотника» Тургенева и «Записки из Мёртвого Дома» Достоевского составляют замечательную дилогию о русском народе, созданную талантом двух великих писателей.

Достоевский, обвинённый по делу Петрашевского, оказался на долгие годы выключенным из литературной жизни. Вернувшись в начале 1860-х, он возобновляет свои многие прежние знакомства. В том числе и с Тургеневым, которого приглашает к участию в журнале «Эпоха». На его страницах в январе 1864 года появилась повесть Тургенева «Призраки». В том же номере были опубликованы «Записки из подполья» Достоевского.

В течение всей своей жизни Достоевский внимательно следил за творчеством Тургенева, постоянно откликаясь в статьях, письмах, произведениях. Отношение его чаще всего было полемично. Своеобразным этапом творческого диалога Достоевского и Тургенева можно считать их романы «Отцы и дети» и «Преступление и наказание». Тема «отцов и детей» будет оригинально развита Достоевским в его романах «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».

Неприятие Достоевским западнических, либеральных взглядов Тургенева постоянно нарастало. В 1867 в Баден-Бадене между ними состоялся разговор, вновь приведший их к многолетнему разрыву. С раздражением воспринял он роман «Дым», увидев в нём фальшь либерального самосознания. Своё отношение к Тургеневу Достоевский воплотил в карикатурном образе писателя Кармазинова в романе «Бесы», который публично читает текст «Merci», представляющий пародию на эссе Тургенева «Довольно». Роману Тургенева «Дым» посвящена критическая статья в «Дневнике писателя».

Последняя встреча писателей состоялась в июне 1880 в Москве в дни торжеств по случаю открытия памятника А. С. Пушкину. Оба были приглашены «Обществом любителей российской словесности» в качестве участников торжественных заседаний. Тургенев выступал на заседании, проходившем 7 июня, Достоевский на следующий день. «Пушкинская речь» Достоевского произвела на слушателей ошеломительное впечатление. Среди светлых лиц русской литературы, появившихся вслед за пушкинской Татьяной Лариной, Достоевский назвал героиню Тургенева Лизу Калитину из «Дворянского гнезда». В порыве восторженных чувств Тургенев бросился на сцену к Достоевскому и при общем ликовании зала обнял его и прослезился, провозгласив их примирение.

Тургенев пережил Достоевского на два года. Достоевский скончался 9 февраля 1881, Тургенев — 3 сентября 1883. Смерть обоих стала потрясением для русских читателей. Их похороны стали заметным явлением общественной жизни 1880-х годов.

Выставка состоит из 8 «глав», отражающих эти ключевые сюжеты в истории многолетних отношений двух великих русских писателей. Более шестидесяти копийных работ из собрания ГЛМ представлено вниманию посетителям музея, в том числе ранние портреты писателей, выполненные А. А. Бакуниным, К. А. Горбуновым, Н. А. Степановым, К. А. Трутовским, М. В. Рундальцовым, литографии П. Ф. Бореля, фотографии Г. Деньера, А. И. Шпаковского, Н.Досса, М. М. Панова, иллюстрации Н. В. Верещагиной-Розановой к «Бедным людям», К. В. Лебедева к «Запискам охотника», Н. Н. Каразина к «Запискам из Мёртвого Дома», П. М. Боклевского к «Дворянскому гнезду», «Отцам и детям» и «Преступлению и наказанию», С. М. Шор к «Бесам». На выставке также представлены титульные листы и обложки первых изданий произведений Тургенева и Достоевского, виды Санкт-Петерубрга, Москвы, Баден-Бадена. Выставка разместилась в двух залах первого этажа мемориального дома Тургенева.

На открытии, собравшем более трёх десятков почитателей творчества Тургенева и Достоевского, со вступительным словом выступил создатель и многолетний директор Музея И. С. Тургенева в Буживале Александр Звигильский, который выразил благодарность директору ГМИРЛИ Дмитрию Баку и всем сотрудникам музея за возможность представить выставку в стенах музея. Он также отметил важность проекта в деле развития и укрепления взаимопонимания между французским и русскими народами, которому более всего способствует культурное сотрудничество.

После этого заведующий отделом ГМИРЛИ «Музей-квартира Ф. М. Достоевского» Павел Фокин (куратор выставки) провёл собравшихся по выставке, обозначив её сюжет и представив материалы. Известная французская славистка Анна Кольдефи-Фокар рассказала об отношениях Тургенва и Достоевского, опираясь на материалы их переписки.

В заключении с приветствием ко всем обратился мэр Буживаля господин Люк Ваттель. Он также поблагодарил устроителей выставки — Музей И. С. Тургенева в Буживале и Государственный музей истории российской литературы им. В. И. Даля — за большую работу и отметил её значимость для культурного развития региона.

Выставка вызвала живой отклик публики, продолжившей её обсуждение в неформальной обстановке.

Над выставкой работали: заместитель директора ГМИРЛИ по выставочной работе Н. В. Папанова (руководитель проекта), сотрудники фондов Т. Ю. Соболь, О. В. Мичасова, О. В. Рябцева, Р. А. Венскунайте, М. А. Зусманович, Е. Г. Матюшенко, Е. А. Косило, А. Е. Кустова. А. Ю. Бобосов, Е. М. Варенцова, сотрудники юридического отдела. Изготовление и оформление выставки осуществили Н. С. Романова и А. А. Барбашов.
Монтаж выставки в Буживале помогали осуществлять волонтёры Музея И. С. Тургенева Бернар Ампилак и Елизавета Тургенева.

П. Е. Фокин