Новости

«Колокол» — утраченный и обретенный

30 сентября 2017

Отдел: Дом-музей А.И. Герцена

28 сентября в Доме-музее А. И. Герцена открылась выставка «Свободное слово Герцена», посвященная 160-летию выхода первого номера журнала «Колокол» и 150-летию закрытия этого издания, имевшего огромное общественное значение.

Главная новизна выставки — в сенсации, случившейся совсем недавно. Немолодая семейная пара москвичей, Вита Абрамовна и Марк Наумович Закс, принесла в музей ветхие, пожелтевшие страницы двух номеров газеты «Колокол» (листы 194 от 1 февраля и 206 от 15 октября 1865 года), издавшейся Герценым и Огаревым. «И что же в этом сенсационного? — можете спросить вы. А дело в том, что практически весь архив Вольной русской типографии, основанной Герценом в Лондоне для издания «Колокола», не сохранился. Всякая надежда специалистов отыскать гранки газеты, да еще с дополнениями и правкой издателей, казалась почти несбыточной — и вдруг такая удача. По пометкам, сделанным рукой Александра Ивановича Герцена, хорошо видно, как делался очередной номер, какие горячие споры возникали между редакторами.

Например, на тончайшей, папиросной бумаге можно прочитать карандашную запись, сделанную рукой писателя: «С Чернецким не столкуешь — мне надобно последнюю часть, я это говорил 10 раз — достаньте и сверстайте текст во имя Иисуса Хр<иста>!»

Напомним, что «Колокол», хотя он издавался за границей, был посвящен жизни в России, горячо ратуя за свободу слова, отмену телесных наказаний и освобождение крестьян. И влияние его было огромным: недаром «Колокол» читали даже император и высшие чиновники государства.

Помимо этих уникальных листов, на выставке представлены фотографии Герцена и Огарева, виды Лондона и Женевы герценовского времени, гранки неосуществленного переиздания «Колокола» 1930-х гг. и др. Поэтому и экскурсия, которую в день открытия провели научные сотрудники Музея Герцена, оказалась такой интересной.

Об истории издания и разных периодах его «жизни» напомнила Светлана Головко, а Мария Панькина подробно рассказала о переезде герценовской Вольной типографии из Великобритании в Швейцарию и встрече там с молодыми эмигрантами-революционерами, самым ярким из которых был знаменитый террорист Нечаев. По словам экскурсовода, Герцен сразу «раскусил» этого авантюриста, тогда как Огарев и другие издатели газеты ему долгое время верили, за что в дальнейшем жестоко поплатились. Интересно, что в Советском Союзе в первую очередь решили издать именно нечаевский «Колокол». Об этом, а также о трагической истории публикации факсимильного издания герценовской газеты в 1930-е годы и судьбе наследия писателя в наше время говорила на выставке Елена Нарская.

В заключение вечера выступила народная артистка России, профессор РАТИ Антонина Кузнецова с программой «Александр Герцен. Концы и начала». Она блестяще читала отрывки из дневников, писем и публикаций, издававшихся Вольной типографией. «Я получила огромное удовольствие, как будто впервые прикоснулась к текстам Герцена», — этими словами завершила вечер заведующая музеем Ирена Александровна Желвакова.

Выставка открыта до 25 января 2018 года.

Подробнее о выставке

Константин Чупринин

Фото: © Тимур Гольдман