Новости

Выставка Ольги Погодиной «Одна минута на пути…»

12 декабря 2016

Отдел: Музей-квартира А.Н. Толстого

Профессия: художник по костюмам

Небольшой зал на первом этаже Музея-квартиры А. Н. Толстого превратился то ли в мастерскую художника, то ли в костюмерную. 17 ноября в отделе Государственного литературного музея на Спиридоновке открылась выставка «Одна минута на пути». Ольга Погодина, дизайнер, художник по костюмам, номинант Национальной кинематографической премии «НИКА», приоткрыла закулисье съемочной площадки. Посетители выставки могут увидеть не только эскизы и собственно костюмы к фильмам, над которыми работала Погодина, но и документальные материалы, связанные со съемками: фотографии, сметы, отчеты для бухгалтерии, заявления и даже объяснительные записки. «Профессия художника по костюмам сильно романтизирована. Я постаралась приоткрыть дверь в нашу работу, показать всю кухню киносъемок, рассказать, насколько это тяжелый труд», — рассказала Ольга Погодина 9 декабря, на встрече с посетителями выставки.

На афише выставки — кадр из фильма братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», в который, по словам художницы, «она нахально втиснула своих персонажей». «Это не просто поезд — это символ кинематографа: кто-то остался на перроне, кто-то успел заскочить, кого-то этот поезд подмял и раздавил». Название выставки отсылает не только к строкам Иннокентия Анненского «Что счастье? Чад безумной речи? / Одна минута на пути…», но и намекает на те железнодорожные пути, по которым более ста лет назад прошел люмьеровский поезд.

Ольга Погодина рассказала о киношных секретах и своей работе над сериалом «Громовы», прогремевшими фильмами «Водитель для Веры» и «Дурак», а также оставшимися с пометкой «неосущ." лентами «Третья мировая» и «Метод». «Кино — это всегда работа команды», — не раз за вечер повторила Ольга. Только результат сотворчества режиссера, оператора, актера и художника по костюмам может заставить зрителя воскликнуть «Верю!». Например, по сценарию, герой Бориса Невзорова в фильме «Дурак» — самый пьяный. Чтобы подчеркнуть это, Ольга придумала одеть его в розовую рубашку, которая не только намекала на «провинциальный вкус» ее обладателя, но и давала дополнительный бордовый отсвет на лицо. Находка Ольги Погодиной — ярко-красная, как плащ тореадора, куртка главного героя фильма «Дурак», который «постоянно бегает, раздражает, мешает всем жить». С восторгом Ольга Погодина рассказывала о своей работе с Павлом Чухраем над картиной «Водитель для Веры». Павел Григорьевич, по словам художницы, с одинаковым вниманием и трепетом относился к внешнему виду главных персонажей и статистов. Вместе с художником по костюмам режиссер придумывал судьбы для второстепенных и третьестепенных персонажей. «Из моего номера в номер Павла Григорьевича каждый день шествовали мужчины в военных мундирах и дамы в красивых платьях с пышными юбками, — рассказала Ольга Погодина. — На смотрины к режиссеру приходили в нарядах, скрепленных булавками».

Чуть больше часа увлекательнейшего рассказа, баек и кино-анекдотов. Но этого времени было катастрофически мало (с сожалением Ольга заметила, что не успела рассказать и половины). Тем не менее, гости выставки успели узнать, почему операторы не любят снимать черное и белое, как куртка из синтетики может испортить звук и что главный символ профессии «художник по костюмам» — клетчатая сумка челнока.

Юлия Глотова

Источник фото: https://www.startfilm.ru