Новости

В Доме Остроухова открылась выставка «Театр Островского. Контексты»

12 апреля в Доме И. С. Остроухова в Трубниках открылась выставка «Театр Островского. Контексты», приуроченная к 200-летию знаменитого русского драматурга. «Основатель российского национального театра», «Колумб Замоскворечья» — эти определения, даваемые Островскому, справедливы. Тем не менее, кураторы юбилейной выставки (Эрнест Орлов, Марина Краснова, Сергей Шаулов) постарались от них уйти, рисуя перед нами портрет неочевидного, «нешкольного» драматурга. По композиции и содержанию выставка сильно отличается от традиционной историко-биографической. Кураторы не ставили перед собой цель последовательно рассказать о жизни и творчестве Островского, их задача — выделить основные темы, вокруг которых строится его драматургия.

Первый зал помещает фигуру Островского в широкий литературный контекст, обозначая связи его творческого наследия как с предшественниками, от Фонвизина и Грибоедова, так и с последователями, вплоть до А. П. Чехова. Кураторы уделили особое внимание работе с переводами, важной для формирования Островского-драматурга. Гоцци, Гольдони, Мольер, Шекспир, Сервантес, Кальдерон — вот лишь краткий список выдающихся зарубежных мастеров слова, пьесы которых переводил Островский. Помимо портретов драматургов и текстов самих переводов, в этом зале можно найти личные вещи Островского. Особую ценность представляют золотая табакерка с бриллиантами и алмазами, подаренная драматургу Александром III, а также серебряная чернильница — подарок Общества русских драматических писателей и оперных композиторов.

Если в начале выставка позволяет посетителям расширить представление о личности и творчестве Островского, то следующие четыре зала дают возможность более свободно выстраивать связи между пьесами Островского и общекультурным контекстом, опираясь на свои знания о творчестве драматурга. Второй зал, посвященный историческим драмам Островского «Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Василиса Мелентьева», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», показывает актуальность пьес героя выставки в наше время. Весь третий зал полностью посвящен «Грозе», пожалуй, самой известной драме юбиляра. Здесь внимание привлекают статуэтки Анубиса — древнеегипетского бога погребальных ритуалов с головой шакала, — отсылка кураторов к словам странницы Феклуши из «Грозы»: «А то есть еще земля, где все люди с пёсьими головами». Здесь можно найти и иллюстрации к «Грозе» Кустодиева. Превратностям любви в «Бесприданнице» и «Снегурочке» посвящен четвертый зал. Как отметил куратор выставки Эрнест Орлов, «Вишнёвый сад» можно воспринимать как логическое продолжение, развитие «Леса» Островского во времени. Поэтому последний зал говорит о будущем: здесь прослеживается преемственность между «Лесом» и знаменитой чеховской комедией.

Торжественное открытие выставки посетили заместитель Министра культуры Российского Федерации Алла Манилова, специальный представитель президента РФ по межкультурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, ректор Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина Борис Любимов, а также директора музеев — партнеров выставки. Директор ГМИРЛИ имени В. И. Даля Дмитрий Бак, открывая выставку, назвал Островского «жемчужным мыслителем», который «совмещает живое стремление к достижению результата и традицию, ... приверженность устоям и предприимчивость». «Он был создателем национального русского театра во всех смыслах, поскольку театр был местом соборным для русского человека и русской публики. Конечно, он был человеком, который определил русское сознание в очень широком смысле слова, и, как ни парадоксально, это тот тип художника, который жив в самые сложные переломные исторические моменты времени. Почему, может быть, сегодня обращение к нему имеет особый смысл», — добавил, в свою очередь, Михаил Швыдкой. «Мог бы он „Грозу“ или „Бесприданницу“ написать в жанре повести, романа, рассказа? Конечно, мог. Но все-таки главное для него была драматургия. Он создал русскую сценическую речь. Он создал энциклопедию русских театральных характеров. Островский писал для всех: для старух Малого, Александринского театров и всей театральной России, для молодых, юных, таких-сяких. Он создал таблицу Островского, по нему можно формировать любую труппу», — поделился своими размышлениями Борис Любимов, чья деятельность напрямую связана с творческим наследием Островского и продолжением дела драматурга. Рассуждая о феномене Островского, Алла Манилова поделилась фактом, приятно удивившим её: «Когда мы начали готовить вместе с нашими лидерами культуры юбилей Островского, я попросила заказать статическое исследование, сколько у нас ставят Островского. Оказалось, по числу постановок это самый популярный драматург в России. Ставят самые разные театры: музыкальные, драматические, детские, кукольные, федеральные, региональные, частные, ведомственные. Абсолютно все ставят Островского».

В завершение официальной части один из кураторов выставки Эрнест Орлов обратил внимание гостей вернисажа на три скульптуры у входа на экспозицию: «Гоголь, Островский, Чехов — мы неслучайно выделяем этих авторов, так как каждый вывел свой тип героя на сцену, каждый из них высказался о театре, каждый из них внес свою лепту в становление русского театра, русской литературы, русской словесности, но восприятие этих авторов было различным. Восприятие Островского, на мой взгляд, все равно недооценено. Ставят во всех регионах, в России и в мире, но ставят что? Определенный набор, семь-восемь наименований, но есть много позабытых текстов, ведь всего Островский написал 48 пьес».

Кураторы Эрнест Орлов и Марина Краснова продолжили знакомить гостей вернисажа со своим опытом музеефикации мира Островского. Для посетителей выставка открыта с 13 апреля. В рамках ее программы пройдут кураторские и тематические экскурсии, театральные читки, спектакли, концерты и необычные музейно-усадебные променады. С полной программой выставки можно познакомиться здесь.

Текст: Эльвира Аблязина

Фото: Анастас Перушкин