Новости

Выставка дома-музея М.М. Пришвина – одна из лучших на Уральской биеннале

13 ноября 2015

Государственный литературный музей принял участие в III Уральской  индустриальной биеннале современного искусства. Биеннале проходила в Екатеринбурге и других десяти городах Уральского региона  с  9 сентября  по 10 ноября 2015 года и собрала 60 участников из 20 стран. Ключевая тема биеннале в этом году – «мобилизация» как способность  к изменению, переходу на качественно иной уровень.

Дом-музей М.М. Пришвина представил в рамках параллельной программы биеннале выставку «Строится невидимый град и растет». На ней представлены фотографии писателя, которые он делал в Свердловске и, главное, непосредственно на строительстве Уралмашзавода в 1931 году. Туда  М. Пришвин приезжал в командировку по заданию журнала «Наши достижения», чтобы написать очерк об Уралмашзаводе. Но по итогам поездки никакого материала  в печати не появилось. Писатель был потрясен картинами жизни раскулаченных крестьян и местных рабочих, разрухой и голодом, царившим на Урале в те годы. М. Пришвин сделал более 60 снимков Свердловска и описал увиденное в своих дневниках.

Эти уникальные фотографии и были представлены гостям выставки. Под каждым из них можно было прочитать отрывок из пришвинских дневников того времени.

18 Января 1931. Правда, как-то после краха всей христианской культуры стало бессмысленно жить. И вот эта необходимость привести жизнь современную к относительной ясности и прочности является единственным смыслом нашего мрачного жестокого существования.

11 Марта 1931. Я так оглушен окаянной жизнью Свердловска, что потерял способность отдавать себе в виденном отчет, правда, ведь и не с чем сравнить этот ужас, чтобы сознавать виденное. Только вот теперь, когда увидел в лесу, как растут на елках сосульки, вернулось ко мне понимание возможности обыкновенных и всем доступных радостей жизни и вместе с тем открылась перспектива на ужасный Урал.

30 Декабря 1931. Я тоже за массы и я тоже против белизны европейского героя, но меня задевает и рвет на части, когда наивный человек искренно с чистым сердцем минует все личное и говорит: личность – обществу. Минует трагедию, историю, Архимеда, Шекспира, Христа

По итогам биеннале проект дома-музея М. Пришвина вошел в число пяти лучших.

Выставка «Строится невидимый град и растет» до 1 декабря продолжает свою работу в музее «Литературная жизнь Урала XX века».