Новости
Путь Мариэтты Шагинян: от мистики до книг о Ленине
28 марта 2022
Отдел: Музей Серебряного века
Открывая выставку «Мариэтта Шагинян и Серебряный век», приуроченную к
Была Шагинян, по словам Шапошникова, и первооткрывателем многих тем в социалистической литературе. Например, она написала первый в Советской России производственный роман «Гидроцентраль», посвященный строительству Дзорагэс. Перевернула Мариэтта Сергеевна и представление советских людей о Ленине, узнав в архивах о еврейских и калмыцких корнях лидера большевиков. Долгие годы эту ее тетралогию «Семья Ульяновых» не издавали, а то, что
Шагинян была связана и с Валерием Брюсовым, поэтому очень символично показывать вещи и книги писательницы в его доме. Михаил Шапошников, предоставляя слово куратору выставки, ведущему научному сотруднику ГМИРЛИ имени
Моника Викторовна на презентации напомнила гостям, что Шагинян была очень тесно связана с Арменией, поэтому на этой выставке пройдет еще много межмузейных интеллектуальных
«Отразить всю громадную творческую жизнь Мариэтты Шагинян в одном зале просто невозможно, — сказала Моника Орлова. — Поэтому для меня своеобразный занавес, разделяющий нашу выставку на две части, символизирует огромную „газету“, в которой вышли десятки журналистских репортажей Мариэтты Сергеевны. При работе над этой выставкой я много времени уделила непростым взаимоотношениям Шагинян с Брюсовым, даже специально беседовала с внучкой писательницы, которая сказала, что имя Брюсова у них в семье вообще старались не произносить, так как Мариэтта Сергеевна и Валерий Яковлевич, видимо, существовали в разных интеллектуальных мирах. Более того есть запись, где Шагинян пишет о Брюсове: он меня терпеть не может! Так что вы понимаете, наверное, в какой коннотации делалась эта выставка».
Конечно, по словам куратора, на этой выставке далеко не все оказалось возможным охватить. Так, например, обойдена очень обширная тема «Мариэтта Шагинян и шахматы». Но это сделано намеренно, потому что иначе не хватило бы места на другие моменты ее жизни. А сама выставка выстроена как линия судьбы знаменитой писательницы. Здесь поэтапно прослежены творческие связи Мариэтты Сергеевны с эпохой Серебряного века, показано, например, чем отличается эстетика
А заканчивается выставка фотографиями, отражающими празднование
Заместитель директора ГМИРЛИ имени
В завершении вернисажа
Кто б ты ни был — заходи, прохожий.
Смутен вечер, сладок запах нарда…
Для тебя давно покрыто ложе
Золотистой шкурой леопарда,
Для тебя давно таят кувшины
Драгоценный сок, желтей топаза,
Что добыт из солнечной долины,
Из садов горячего Шираза.
Розовеют тусклые гранаты,
Ломти дыни ароматно вялы;
Нежный персик, смуглый и усатый,
Притаился в вазе, запоздалый.
Я ремни спустила у сандалий,
Я лениво расстегнула пояс…
Ах, давно глаза читать устали,
Лжет Коран, лукавит Аверроэс!
Поспеши… круглится лик Селены;
Кто б ты ни был — будешь господином.
Жарок рот мой, грудь белее пены,
Пахнут руки чебрецом и тмином.
Днем чебрец на солнце я сушила,
Тмин сбирала, в час поднявшись ранний.
В эту ночь — от Каспия до Нила —
Девы нет меня благоуханней!
1911
Текст: Константин Чупринин
Фото: Анастас Перушкин