Новости

Выставка новых работ Игоря Олейникова открылась в Доме И.С. Остроухова

17 марта 2022 года в отделе ГМИРЛИ им. В. И. Даля «Дом Остроухова в Трубниках» состоялось открытие выставки Игоря Олейникова, аниматора и иллюстратора, лауреата престижной международной награды для художников — золотой медали премии имени Х. К. Андерсена.

Выставка состоит из двух тематических блоков, один из которых посвящен иллюстрациям к сказкам Андерсона, а другой — миру древнегреческой мифологии Куна, дополненному «писательскими» экспонатами из архивов ГМИРЛИ им. В. И. Даля.

Марина Краснова, заведующая домом, связала открывшуюся выставку «Игорь Олейников. Суровые истории. Мифы и сказки» с проектом «Художники и коллекционеры в доме Остроухова», который существует в стенах музея еще с 1997 года. Заместитель директора ГМИРЛИ по экспозиционной=выставочной деятельности Наталья Папанова напомнила, что совсем недавно ГМИРЛИ сотрудничал с иллюстраторами Борисом Диодоровым и Андреем Бильжо, тем самым расширяя традиционный взгляд на литературный музей как собрание рукописей и меморий.

Куратор выставки Наталья Реброва подчеркнула, что между мифами и сказками нет антагонизма, который мог бы препятствовать их объединению в одном экспозиционном пространстве. Сам же Игорь Юльевич, поблагодарив ГМИРЛИ и галерею ГРОСart, провёл небольшую экскурсию по греческой части экспозиции.

«Я рисую то, от чего все отводят глаз», — так Олейников начал свою экскурсию, вводя гостей в личное переживание античного ужаса. Среди персонажей, выбранных художником, убитая горем Ниоба, кровоточащий Марсий, 40 вооруженных данаид, Прометей прикованный, — вереница страдающих и карающих. Каждая иллюстрация предлагает натуралистичный взгляд на миф, лишенный нарочитого изящества и неуместных эвфемизмов. Здесь мифология Куна предстаёт избавленной от цензуры и табу.

Олейников рассказал, что в своей работе придерживается принципов логики и точного соответствия написанному. Так, изображая античных героев, художник избегает красивых лиц, ведь бесконечные войны едва ли могли не оставить шрамов на них. Мрачный гротеск прослеживается в фигурах богов — здесь за основу художник берёт скульптуры архаического периода греческой истории, с застывшими улыбками и пустыми глазницами.

Для художника детский прозрачно-солнечный взгляд на Элладу безжалостно контрастирует с прочитанным в зрелости всё тем же текстом, открывшимися жестокостью и хтоническим ужасом. Однако особенно мучительно пережит художником миф, связанный с незаметной внутренней трагедией. Речь идёт об Орфее и Эвридике: «Тебе дали один шанс спасти любимую женщину, и ты его загубил».

Выставка, которая продлится до 12 июня 2022 года, удивит каждого зрителя, знакомого с греческой мифологией по Куну, и, возможно, пошатнёт устоявшийся взгляд на сказку и миф.

Текст: Софья Калинычева

Фото: Анастас Перушкин